^ Вверх

УДК 37.01.

Клочко М.И.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – О.М. Дорошко, доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

 

Аннотация. В статье анализируется проблема обучения глухих и слаблослышащих детей. Рассматриваются возможности создания специальных условий для развития и социализации таких детей.

 

Глухота – болезнь, которая приводит к возникновению большого количества социальных проблем, как для тех, кто страдает данным заболеванием, так и для окружающих людей. Среди проблем, которые следует назвать: социальная депривация; дезинформированность; проблемы коммуникации; проблема одиночества; проблема проведения культурного досуга; проблемы в обучении.

Одним из способов решения данных проблем В.В. Кузьмин [5], Л.В. Андреева [2], Л.И. Аксёнова [1], и другие исследователи видят в специально организованном процессе обучения данной категории лиц.

В Беларуси процессы образования и воспитания глухих и слабослышащих детей обеспечиваются в различных учреждениях общего и специального образования. Специальное образование осуществляется в специализированных школах и школах-интернатах, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Интегрированное и инклюзивное образование – в общеобразовательных учреждениях.

При сравнении нормативно-правовых документов, регулирующих специальное, интегрированное и инклюзивное образование в Республике Беларусь было установлено, что они обеспечивают возможность функционирования каждого из названных направлений. Главный документ, на основе которого создаются указы и постановления в системе специального, интегрированного образования Республики Беларусь – Кодекс Республики Беларусь об образовании [2]. Законодательно родителям глухих и слабослышащих детей, а также самими детям предоставляется возможность выбора учреждения образования и подхода к обучению.

Общепринятым и самым распространенным считается обучение глухих и слабослышащих детей в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах). В настоящее время в Республике Беларусь существует сеть специальных школ (школ-интернатов) в таких городах, как: Минск, Гродно, Витебск, Гомель, Речица, Кобрин, Пинск, Бобруйск.

Учреждение образования «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» представляет собой систему плавно переливающихся друг в друга образовательных моделей: «детский сад» – «начальная школа» – «основная школа» – «средняя школа». В 2016/ 2017 учебном году в данной школе обучается 50 учащихся, из которых 22 глухих, 19 слабослышащих, 9 детей с кохлеарными имплантами.

Цель школы – обеспечение реализации основных положений Кодекса Республики Беларусь об образовании посредством оптимизации образовательного и коррекционно-развивающего процесса, создания в школе надлежащих условий и максимально комфортной среды для успешной социальной реабилитации детей с нарушением слуха [3].

Классы в данной школе (школе-интернат) специально оборудованы и оснащены комплектами информационных средств обучения. Имеются кабинеты самообслуживания, различные мастерские, творческие классы, спортивный зал и многое другое. Школа имеет охрану, карточно-пропускную систему, в здании школы установлены видеокамеры.

С целью патриотического воспитания учащихся, а также привития уважения к культуре и истории белорусского народа, в школе создан этнографический уголок, где собраны уникальные образцы традиционных белорусских костюмов, изделия домашних промыслов и многое другое. В этнографическом уголке проходят уроки белорусского языка и литературы, истории Беларуси.

Учащиеся школы являются членами пионерской организации имени Николая Филипповича Шарко, а также первичной организации общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» государственного учреждения образования «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха».

Уже на протяжении многих лет школа тесно сотрудничает с Гродненским областным отделением ОО «Белорусское общество глухих», Гродненским областным институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования, Гродненским государственным университетом имени Я. Купалы, Центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, художественной школой. Плодотворное сотрудничество налажено с учебными заведениями г. Гродно, специальными школами № 13,14 г. Минска.

Для того, чтобы узнать насколько учащиеся, их родители и преподаватели учреждения образования «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» удовлетворены качеством образования, были проведены беседы.

Установлено, что качеством образования и материально-техническим оснащением школы-интерната респонденты довольны. Они считают, что в школе достаточно высокий уровень компьютеризации. Разработан сайт школы, на котором можно найти необходимую информацию: посмотреть отчеты и анонсы мероприятий, нормативную документацию о правах и социальной защите глухих и слабослышащих, деятельность общественных объединений школы-интерната, методические рекомендации, и многое другое.

Отношение администрации и педагогов школы к учащимся и их родителям оценили на высоком уровне. Директор, его заместители, учителя и другие работники учреждения образования отзывчивы, доброжелательны, с ними легко связаться по телефону либо лично в рабочее время, они всегда приходят на помощь в проблемных или спорных ситуациях.

В школе-интернате каждую неделю проходят различные мероприятия, акции, конкурсы, соревнования, концерты. Учащиеся школы участвуют в совместных мероприятиях с общеобразовательными и специальными учреждениями образования Республики Беларусь, Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы, Гродненским областным институтом развития образования, Гродненским областным отделением ОО «Белорусское общество глухих» и многими другими. Дети принимают участие в республиканских и международных соревнованиях и конкурсах, являются победителями и призёрами на многих из них. В школе организованы кружки и секции по интересам.

В старших классах преподаватели школы активно проводят профориентационную работу. Школьники и их родители знают, что после окончания специальной общеобразовательной школы-интерната, дети с нарушением слуха могут продолжить обучение в профессионально-технических колледжах Республики Беларусь: учреждение образования «Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности», учреждение образования «Гомельское государственное профессионально-техническое училище № 67 строителей», учреждение образования «Минский государственный профессиональный лицей № 2 легкой промышленности», учреждение образования «Минский государственный профессионально-технический колледж электроники». Вышеперечисленные колледжи предлагают людям с нарушением слуха следующие специальности: оператор электронно-вычислительных машин, затяжчик обуви, сборщик обуви, парикмахер, аппаратчик широкого профиля производства химико-фармацевтических препаратов, швея и другие. На базе данных колледжей функционируют центры профессиональной и социальной реабилитации. Обучение может быть организованно в специальных группах, группах интегрированного обучения либо на дому.

В то же время специальное образование имеет определённые недочёты. Детям, обучающимся в учреждениях специального образования сложно общаться за её пределами, ведь большую часть своего времени они живут изолированно от внешнего мира, их общение ограничено педагогами, родителями и детьми, имеющими аналогичные физические и психические нарушения. После окончания школы и получения профессии детям с особенностями психофизического развития сложно влиться во взрослую самостоятельную жизнь. Они все так же нуждаются в помощи и сопровождении.

Но, несмотря на названные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся школы-интерната, данное учреждение образования характеризуется высоким уровнем подготовки детей с нарушением слуха к самостоятельной жизни. Достигается это благодаря тому, что:

в школе работают подготовленные высококвалифицированные кадры с многолетним опытом работы и хорошими педагогическими традициями (сурдопедагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги и другие);

администрация и педагогический коллектив школы-интерната доброжелателен, отзывчив, всегда приходит на помощь учащимся и их родителям;

материально-техническое оснащение школы находится на высоком уровне, в школе высокий уровень компьютеризации. Разработан сайт школы, на котором педагоги, учащиеся и их родители находят необходимую нужную информацию;

учебно-методическое обеспечение школы также находится на высоком уровне, имеется необходимая литература и учебные пособия для полноценного успешного обучения глухих и слабослышащих детей;

досуговая сфера в учреждении образования развита на высоком уровне, каждую неделю дети принимают участие в различных творческих, научных, спортивных мероприятиях;

после окончания школы дети могут получить образование в профессионально-технических колледжах Республики Беларусь по самым разнообразным специальностям.

 

Список литературы

  1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
  2. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / Л.В. Андреева; под научной редакцией Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М. : Академия, 2005. – 576 с.
  3. Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://deafsch.by/. – Дата доступа 10.05.2017.
  4. Кодекс Республики Беларусь об образовании: Кодекс Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г., № 243-З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: текст Кодекса по состоянию на 4 января 2014 г. // Эталон-Беларусь Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://etalonline.by. – Дата доступа 30.04.2017.
  5. Кузьмин, В.В. О нарушениях слуха / В.В. Кузьмин [Электронный ресурс] – Режим доступа: /http://surdocentr.ru/ – Дата доступа: 01.05.2017.