^ Вверх

УДК 347.157.1.

Мищенко Е.М.

 

ученица 10 класса ГУО «Дитвянская средняя школа» Лидского района

 

(научный руководитель – Назина А.И., педагог социальный 2 категории ГУО «Дитвянская средняя школа» Лидского района)

 

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ – РЕАЛЬНЫЙ ШАГ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

 

Аннотация: В статье анализируется проблема правового регулирования детско-подросткового поведения, имеющего признаки девиантного либо делинквентного. Утверждается, что учреждение института ювенальной юстиции будет способствовать эффективному решению детско-юношеских проблем.

 

В последние годы в Беларуси активно формируется система так называемой «ювенальной юстиции». С чем это связано? В современных условиях место несовершеннолетней молодежи в общественной жизни представлено: с одной стороны, активным участием в решении общественных задач, в проявлении своих интересов, в том числе в труде и учебе, с другой – подростки, не нашедшие себя в условиях нынешней реальности, утверждаются не всегда законными средствами и способами. Обострение социально –  экономических проблем в жизни детей, пропаганда насилия средствами массовой информации приводит к росту числа детей с осложненным поведением [1, 58]. С каждым годом увеличивается число преступлений и правонарушений с участием несовершеннолетних. Анализируя статистические данные по Гродненской области за 2013–2016 годы [5], предоставленные инспектором Лидского РОВД Поварго С.В., наблюдается нестабильное состояние преступлений и правонарушений среди детей. Динамика такова: число преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними в 2013 году – 318, в 2014 году – 302, в 2015 году- 345, в 2016 году- 214. Кроме того, увеличивается рост преступлений в отношении детей со стороны взрослых. По данным информационной записки отдела внутренних дел Лидского района за 2016 год [2] за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественное поведение привлечено 69 граждан (за 2015 год – 37), за невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей к ответственности привлечено 89 законных представителей (за 2015 год – 80), за нахождение несовершеннолетних без сопровождения родителей после 23 часов привлечено 75 родителей (за 2015 год – 73).

Традиционное для нас понимание справедливости, как в отношении взрослых, так и в отношении детей, — наказание виновного. Однако в отношении ребенка этот подход категорически неправилен.

Цель работы: изучение основ ювенальной юстиции и анализ ее роли в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

  • Познакомиться с историей возникновения ювенальной юстиции;
  • Проанализировать модели ювенальной юстиции зарубежных стран;
  • Выявить положительные и отрицательные стороны данной правовой системы;
  • Изучить становление системы ювенальной юстиции в нашей стране;
  • Провести исследование на выявление целесообразности внедрения системы ювенальной юстиции, обработать результаты эксперимента и сделать выводы;
  • Составить цикл занятий, направленных на формирование правовой грамотности обучающихся.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внедрение ювенальной юстиции в правовое поле нашего государства обеспечит эффективную профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. 

Методы: личные наблюдения, изучение литературы, изданий периодической печати, Интернет-ресурсов, опрос, анализ правовых документов и статистических данных; логический метод.

Объект исследования: ювенальная юстиция – как правовая система защиты прав несовершеннолетних. Предмет исследования: теоретические и практические основы ювенальной юстиции.

Основная часть

Ювенальная юстиция (Juvenile Justice – в переводе с англ. правосудие для несовершеннолетних») в современном понимании имеет довольно длительную и интересную историю [8]. Ювеналиями в Древнем Риме называли празднества в честь богини юности. Проблема защиты прав детей, формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних совершивших противоправные действия не нова. Уже в Римском праве, более поздних правовых актах средневе­ковья и тем более законодательстве ряда Европейских стран XVIII—XIX вв. предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жестокой кары. Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального пенитенциарного учре­ждения для несовершеннолетних правонарушителей. Оригинальный вариант участия церкви в реализации правосудия дала дореволюционная Россия. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет, совершившие преступления «без разумения», могли быть отданы «для исправления» в монастыри их вероисповедания, если в них не запрещалось проживание посторонних лиц [3, 38]. Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии (1890 г), затем указанные суды были образованы в Канаде (1894 г) и в 1899 г в США. Конечно, этот поворот в истории правосудия не был слу­чайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции [4, 177].

В зарубежных странах существует несколько различных моделей ювенальной юстиции – континентальная, скандинавская и англосаксонская.  Наиболее ярким представителем континентальной модели является Франция. Французская система  ювенальной юстиции занимается как несовершеннолетними правонарушителями, так и детьми, находящимися в опасности. В каждом конкретном случае ювенальный суд назначает соответствующие меры защиты, надзора и содействия или меры воспитательного воздействия. Меры воспитательного характера применяются и  к несовершеннолетним, совершившим правонарушение. Меры уголовного наказания могут быть применены только в случаях, если особенности личности несовершеннолетнего, а  также определенные обстоятельства не позволяют применение к нему мер воспитательного характера. [3, 24].

Скандинавская модель ювенальной юстиции характерна для Швеции и Дании. В этих странах суть ювенальной юстиции заключается в очень сильной роли социального работника. Социальный работник является самым главным в работе с несовершеннолетними. Социальная служба в Швеции является муниципальной службой; она организована по территориальному принципу. Это позволяет решать проблемы конкретного подростка силами специалистов, работающих на территории его проживания, делает социальную помощь несовершеннолетнему своевременной, адресной и более эффективной, так как учитывает не только личные особенности подростка, но и особенности его семьи. [3, 27]. 

К англосаксонской системе ювенальной юстиции традиционно относят Великобританию и США. К компетенции английского суда для несовершеннолетних относятся дела о посягательствах взрослых на детей и подростков. Исключением являются дела о соучастии несовершеннолетнего и взрослого в совершении преступления. Эти дела могут слушаться не в суде для несовершеннолетних, а в ином суде, вплоть до суда Короны.  Организуются так называемые «партнерства школьной безопасности», чья цель воздействовать на криминальную обстановку в школах. [3, 29].

Изучая зарубежный опыт, столкнулись с негативным проявлением ювенальной практики. Ребенок провозглашается самостоятельным субъектом, который сам решает, чем хочет заниматься, что хочет делать. А права и обязанности родителей только «принимаются во внимание», но не являются основой. В рамках ювенальной системы становится нормой судебное разбирательство детей со своими родителями, которые как бы ущемляют их права. Особенно уязвимыми делаются семьи, в которых детей стараются воспитывать в рамках традиционной морали, так как с точки зрения сторонников ювенальной юстиции, такие родители якобы подавляют личность ребенка и лишают его права на нормальное развитие.

Дважды за последние годы в Париже разражались многодневные подростковые бунты. Агрессивные юноши, уверенные в своей безнаказанности, поджигали автомобили, громили дома и магазины, били прохожих. В Англии детская преступность молодеет. Полиция сообщает, что в женской банде из Брикстона состоят даже десятилетние девочки. В городе Селби одна такая банда покалечила семидесятидвухлетнюю пенсионерку, сделавшую девочке замечание. Банды из девочек-подростков, по сообщениям МВД Великобритании, отличаются особым садизмом. В Германии волна молодежной преступности продолжает нарастать. Канцлер Германии Ангела Меркель предложила ужесточить наказания для малолетних преступников, так как дела очень плохи: 43 % преступлений в Германии совершаются лицами моложе 21 года — по немецким меркам, несовершеннолетними, — которые могут рассчитывать на милость правосудия [6].

Все это доказывает, что ювенальная юстиция западного образца, которая призывает к снисходительному и слишком терпимому отношению по отношению к малолетним правонарушителям, приводит к разгулу молодежной преступности.

В республике Беларусь создан проект Концепции ювенальной юстиции разработанный белорусскими учеными по поручению Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности ООН, под ювенальной юстицией понимается «совокупность правовых, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных механизмов, а также иных процедур, программ и мер, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, направленных на создание условий надлежащей профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, их ресоциализации и реабилитации, а также взаимосогласованная деятельность государственных органов и общественных институтов, ответственных за реализацию указанных мероприятий» [7].

Практическая часть

Проведение опроса законных представителей обучающихся Дитвянской средней школы в количестве 59 человек. Результаты проведенных исследований таковы: родители осознают значимость принципов ювенальной юстиции для нашей страны. Кроме того, они понимают, что «чужых» детей у нас нет, и, если ребенок совершил преступление, то ему необходима помощь. И конечно, наша правовая грамотность даст на уверенности в завтрашнем дне.

Проведение опроса педагогов учреждения образования Дитвянской средней школы в количестве 22 человек. Результаты проведенных исследований таковы:  по мнению педагогов, система ювенальной юстиции необходима в нашей стране, и она поможет в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, при решении процессуального процесса, судье необходимо быть компетентным в области педагогики, психологии и социологии становления личности ребенка.

Проведение опроса обучающихся учреждения образования Дитвянской средней школы. В опросе приняли участие учащиеся 2 и 3 ступени образования Дитвянской средней школы в количестве 92 человек. Результаты проведенных исследований таковы: учащиеся в большинстве считают необходимым изучение в школе уголовного и административного Кодекса Республики Беларусь, а также, ребятам, переступившим черту закона, необходима помощь. При анализе мнений обучающихся, причины совершаемых правонарушений и преступлений на 1 месте – влияние ТВ и интернета, на 2 месте – жажда острых ощущений, 3 место – характер человека. Кроме того, немалый процент зафиксирован  по причине семейных конфликтов и отсутствия родительской заботы, что свидетельствует о недостаточной положительной роли родителей в жизни детей.

На основе проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:

  • Ювенальная юстиция как правовая система защиты прав детей, действительно, работает в интересах несовершеннолетних.
  • При утверждении на законодательном уровне ювенальной юстиции, необходимо учитывать сложившуюся национальную правовую системы и отрицательные моменты зарубежного опыта.
  • В профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних необходима правовая грамотность обучающихся.
  • Несовершеннолетний, совершивший противоправное деяние, в большей степени нуждается в реабилитационной помощи и последующей социализации.

 

Список литературы

  1. Барановский, Н.А. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних в системе ювенальной юстиции Беларуси / Н. Барановский // Журнал «Юстыцыя Беларусі». – 2012. — № 4. – С. 58.
  2. Информационная записка отдела внутренних дел Лидского райисполкома.-09.01.2017.
  3. Исмаилов, Б. И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие. – Ташкент, 2002. – С. 24–29.
  4. Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция: Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений. – Москва, 2000. – С. 176–177.
  5. Общая статистика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних по Гродненской области за 2013–2016.
  6. Садовникова, М. Н. Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах // Сибирский юридический вестник. – 2009. – № 2 (45).
  7. Ювенальная юстиция в Беларуси. Сайт  Белорусского союза юристов [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://union.by/news/acfc1a3055610dd6.html.  – Дата опубликования: 27.01.2009. Дата доступа: 16.12.2016, 14.02.2017, 13.03.2017.
  8. Ювенальная юстиция [Электронный ресурс]. – Википедия: Свободная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ювенальная_юстиция. – Дата доступа: 06.12.2016.