^ Вверх

УДК 37.013

Козодой А. И.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Борисюк О.Л., доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ГУ «УНИВЕРСИТЕТ ЗОЛОТОГО ВЕКА»)

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема образования лиц, находящихся в так называемом «третьем возрасте», вопросы развития их интеллектуальной активности и позитивной жизненной позиции.

 

Во всем мире происходит быстрое старение населения. По оценкам ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше в 2009 году превысило 737 миллионов человек, а к 2050 году составит более 2 миллиардов человек, еще раз утроившись за период времени в 50 лет [3, с. 9].

Пожилые люди, то есть люди в возрасте 60 лет и старше, лица «третьего возраста» вносят важный вклад в общество, являясь членами семей, активными работниками. Это люди во многом опытные, желающие узнавать новое, развиваться дальше. Они готовы передавать свой опыт молодым, продолжать работать и получать новые знания. Сохранение активной жизни пожилых людей посредством их обучения – одна из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии, андрагогики и социального обучения взрослых.

Образование в «третьем» возрасте является основным инструментом сохранения способности к социальной адаптации и интеграции в общество через получение на системной основе сведений об изменяющемся мире.

Выход на пенсию является одним из наиболее кризисных моментов на жизненном пути пожилого человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни. Сложившаяся ситуация требует от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. Исследования и повседневная практика показывают, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека.

Для многих людей третьего возраста ведущей становится внутренняя, духовная деятельность, направленная на принятие себя нового, стареющего или старого [4, с. 131].

В основе подхода к старости как к когнитивной проблеме, лежит так называемая «модель дефицита» – процесс потери или снижения эмоциональных и интеллектуальных способностей.

Геронтолог Э. Я. Штернберг связывает основную характеристику процесса старения со снижением психической активности, проявляющейся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. В то же время психические функции остаются качественно неизменным, а изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.

Отношение к собственному старению − активный элемент психической жизни в данном возрасте. В оформлении этого чувства определяющими считаются моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья.

Психическое старение или жизнь в старости − явление социальное, и основные проблемы старого человека − это проблемы определения своего места в обществе, адаптации к новой роли в нем.

Человек в старости может быть счастливым в той же мере, что и молодой. Нередко пожилые люди сообщают, что в старости они впервые переживают новые и незнакомые радости и чувства, впервые испытывают довольство собой и окружающим, не могут найти лучшего определения своего состояния, чем счастливое. Самоудовлетворение − важный момент в благоприятной оценке своей жизни в старости [2, с. 232-233].

Как замечает Б.Г. Ананьев, стержень человеческой жизни – активность – у части людей пожилого возраста становится менее устойчивой. Происходит изоляция, уход от активных форм жизни, сужается круг общения, начинается деперсонализация личности, особенно если сам человек склоняется в сторону изоляции, ухода от активного созидания умом, воображением, руками, словами. Сам возраст как будто диктует бездеятельность. Но, если человек не уходит в сторону от активной жизнедеятельности (в самых разных ее формах), он способен еще долго оставаться познающим, деятельным субъектом, что усиливает его жизненные ресурсы [1, с. 36].

Взрослые  люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие  ситуации собственный  опыт и свои жизненные  ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами.

Образовательные учреждения для пожилых людей  могут быть  следующих видов: академии, народные школы, народные университеты третьего возраста, дискуссионные клубы, агентства, проектные группы, «разговорные кафе», центры геронтологического образования, курсы, консультативные  учреждения, творческие мастерские, технические, спортивные, оздоровительные, реабилитационные, компьютерные центры, лектории, специализированные  институты  повышения квалификации, переподготовки для пожилых сотрудников и другие.

С 2010 год в городе Гродно в рамках проекта ОО «Третий Сектор» и ЧУ «Центр дополнительного образования взрослых «Студия полезных компетенций» открыт Университет Золотого Века. Финансовая поддержка программы в виде проектов «Университет золотого века: развитие активности и самопомощи пожилых жителей Гродно» (2013-2015) и «Улучшение качества жизни пожилых людей через образование, активизацию и волонтерскую помощь» (2015-2017) обеспечивается Фондом «Память, ответственность и будущее "(EVZ) в рамках программы» Место встречи: диалог». Организатором данной программы в Беларуси является международное общественное объединение «взаимопонимание».

При организации обучения взрослых учитывают следующие особенности:

  • осознанное отношение к процессу своего обучения, ответственность и самоуправляемость;
  • потребность в самостоятельности;
  • потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения  конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;
  • практическая направленность в отношении обучения, стремление к реализации полученных знаний, умений и навыков;
  • наличие жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;
  • влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов [3, с. 69].

Пожилые люди осваивают новые знания и навыки медленнее, поэтому при работе с ним уделяют особое  внимание индивидуализации обучения, повышают их самооценку.

Для обеспечения внутреннего комфорта в обучении пожилых преподаватели обращаются к жизненному и профессиональному опыту каждого участника; создают возможности для самовыражения, обмена мнениями, неформального сотрудничества, объединения и взаимодействия на основе уважения.

В «Университете Золотого Века» разработана программа, направленная на повышение качества жизни пожилых людей через их интеллектуальную, физическую и социальную активизацию, т. е. основными направлениями активизации пожилых людей являются интеллектуальная, физическая, социальная.

Интеллектуальная активность – это деятельность, направленная на развитие функций и дополнительных возможностей головного мозга и повышающая уровень интеллекта человека. Интеллектуальная активность замедляет старение и продлевает жизнь, улучшает память, позволяет человеку оставаться интегрированным в общество до глубокой старости; повышает способность к аргументации и скорость обработки информации; увеличивает способность адаптироваться к новым условиям.

К интеллектуальной активизации пожилых людей на базе «Университета Золотого Века» г. Гродно относятся:

  • изучение языков – английского, итальянского, французского, польского;
  • изучение общей истории и истории города Гродно;
  • изучение работы с компьютерами;
  • изучение экопотребления;
  • изучение фотографики;
  • изучение искусства и развитие творческих способностей;
  • изучение работы с архивами (составить свою родословную, узнать происхождение своей фамилии);
  • изучение мастерства актера;
  • развитие музыкальных способностей, например, хор;
  • развитие коммуникативных навыков, отстаивание собственной позиции.

Физическая активность определяется как какое-либо телодвижение, производимое скелетными мышцами и требующее затрат энергии. Для пожилого человека полезна лишь посильная физическая нагрузка. Допустимы пешие прогулки, плавание, обычный комплекс лечебной физкультуры, упражнения с гантелями небольшого веса.

К физической активизации пожилых в «Университете Золотого Века» относится танцевальное направление, в которое входят растяжка, изучение базовых движений латино-американских танцев, «леди аэробика», самба, Ча-Ча-Ча, сальса, ламбада, зумба, постановка танцевальных номеров; физкультурное направление (китайская гимнастика, скандинавская ходьба; йога). Популярными являются занятия, направленные на поддержание  психологического здоровья (психологический курс «Мудрый возраст»).

Социальная активность – это сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий. Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.

В развитие социальной активности в «Университете Золотого Века» входит обучение позитивно разрешать конфликты; на высоком уровне владеть компьютером; клуб путешественников; клуб зелёный дозор. Также пожилые обучающиеся  организовывают и реализовывают благотворительные и другие общественно-полезные акции  в рамках волонтёрской деятельности.

Многие студенты раньше работали преподавателями, врачами и т. п. Они привыкли всегда помогать людям. И даже уйдя из профессии они не собираются останавливаться. На общей встрече студенты генерируют идеи акций в пользу общества, создают рабочие группы, которые реализуют в дальнейшем эти акции. Для оказания помощи ещё более пожилым людям создана волонтёрская группа, которая также регулярно встречается  и оказывает посильную помощь прежде всего людям военного поколения, бывшим жертвам фашистских и сталинских репрессий.

Назовем основные формы работы программы «Университет Золотого Века»: общие тематические встречи; клубы по интересам; курсы и клубы; центр межпоколенческого взаимодействия; тренинги, мастер-классы; открытые кинопоказы; живая библиотека; мастерские знаний; программа стажировок УЗВ; международные конференции и Летние школы; свободная ярмарка.

Нами были составлены и проведены анкеты по теме «Оптимизация жизнедеятельности пожилых людей (на примере Университета Золотого Века»)». Анкетирование проводилось в Гродненском «Университете Золотого Века». В анкетировании принял участие 50 пожилых студентов и 15 преподавателей.

Проанализировав ответы студентов, можно сделать следующие выводы: почти всех студентов в программе «Университет Золотого Века» привлекла возможность личного продвижения (новые знания помогут «карьере», человек сможет найти новые формы занятости, внутри общественной организации взять на себя новые обязанности, возможность не стоять на месте, развиваться). Почти всем студентам было очень легко адаптироваться к новым условиям жизни и к новому коллективу. Все люди пришли в университет осознанно, с желанием учиться, поэтому большинство студентов предпочитают все формы работы – и занятия, и кружки, и клубы. У 49 из 50 опрошенных студентов жизнь с посещением «Университета Золотого Века» гораздо улучшилась. От университета пожилые люди ожидают много новых знаний и умений, позитива, новых знакомств и чувства товарищества.

Проанализировав ответы преподавателей, можно сделать следующие выводы: с пожилыми студентами легко находить общий язык, хотя иногда в процессе работы могут возникать трудности. В основном пожилые люди очень хорошо воспринимают и усваивают ту информацию, которая для них важна и интересна, но и остальной тоже справляются. Обучающиеся очень ответственно подходят к делу: они почти всегда выполняют задания. Слушатели активны, стремятся везде успеть и всё попробовать, всё испытать на себе. Почти все преподаватели обозначили, что им проще работать с пожилыми людьми, чем с детьми, что ещё раз доказывает – пожилой человек – это мудрый человек, у которого за плечами огромный опыт и с ним очень легко работать и общаться.

Создание «Университетов Золотого Возраста» и других подобного рода площадок является важным средством оптимизации жизнедеятельности лиц третьего возраста.

 

Список литературы

  1. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 959 с.
  2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. – М. : Наука, 2007. – 960 с.
  3. Образование взрослых в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т; под науч. ред., А. А. Симоновой, С. Л. Фоменко; общ. ред. Н. Н. Давыдова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. – 215 с.
  4. Шапиро, В. Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни / В. Д. Шапиро. – М. : Академия, 2000. – 208 с.