^ Вверх

УДК 376.64

Петкевич Е.А.

 

студентка 4 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Борисюк О.Л., доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)

 

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ-СИРОТ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация. Анализируется проблема социализации детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрываются вопросы адаптации данных детей к условиям окружающего мира, проблемы их обучения и воспитания.

 

В настоящее время проблема сиротства является одной из самых актуальных. Наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти родителей. Остальные являются «социальными сиротами», то есть сиротами при живых родителях.

Большинство студентов-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав.

Существуют различные социально-педагогические поддержки студентов-сирот, это:

- материальная поддержка, в которую входят: получение различных стипендий, пенсий по случаю потери кормильца, зачисление вне конкурса, предоставление бесплатного места в общежитии. Предоставляется бесплатные посещение подготовительных курсов для поступления на дневную форму обучения в высшие учреждения и т.д.;

- педагогическая поддержка, которую оказывают кураторы группы, заместители деканов по воспитательной работе, заведующие и воспитатели общежитий.

Рассмотрим систему социально-педагогической работы со студентами-сиротами в ГрГУ им. Я. Купалы.

Система – это совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов или отношений их образующих [1, с. 32].

 

 

Система содержит следующие функциональные части:

  1. Приемная комиссия. Для организации приема абитуриентов в вузе создается приемная комиссия, возглавляющая руководителем вуза. Абитуриенты подают в приемную комиссию вуза следующие документы:
  • заявление на имя руководителя вуза по установленной форме;
  • оригиналы документа об образовании и приложения к нему;
  • оригиналы сертификатов централизованного тестирования;
  • документы, подтверждающие право абитуриента на льготы при зачислении для получения высшего образования [4, с.3].
  1. Факультет. Заместитель декана по воспитательной работе повышает учебную дисциплину студентов факультета (посещаемость занятий, своевременное выполнение учебных заданий, сдача зачётов и экзаменов, порядок и дисциплина на занятиях и т.д.) и как следствие повышение успеваемости; активизирует общественную жизнь студентов, вовлечение их в различные формы внеучебной деятельности, развитие студенческого самоуправления; воспитание у студентов чувства патриотизма, уважения и любви к своему факультету, университету, выбранной специальности; контролирует за размещением студентов в общежитии.

Работа куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы в целом. Основные направления работы куратора учебной группы с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – сирот):

- изучение биографических и индивидуальных особенностей личности каждого студента;

- выявление студентов, находящихся в социально-опасном положении и нуждающихся в государственной защите;

- оказание помощи (в особенности первого курса) в адаптации к условиям обучения в университете;

- формирование в учебной группе системы идеологической, информационной и воспитательной работы;

- проведение работы по правовому просвещению студентов, профилактике противоправного поведения, недопущению их вовлечения в организации деструктивного характера.

  1. Социально-педагогическая и психологическая служба. Социальный педагог собирает списки студентов-сирот по всем факультетам, выполняет функции взыскателя расходов, затраченных государством на содержание и обучение студентов-сирот, выявляет студентов, находящихся в социально-опасном положении, при необходимости ходатайствует о признании их нуждающимися в государственной защите, в том числе уже имеющих этот статус в предыдущем учреждении образования. Сотрудники социально-педагогической и психологической службы обеспечивают социально-педагогическую поддержку студентов-сирот, оказывают психологическую помощь, способствуют их социальной адаптации.
  2. Бухгалтерия. Как только сирота поступает в университет, заместитель декана готовит приказ о присвоении этому студенту соответствующего социального статуса. Приказ сдается в бухгалтерию вместе со всеми остальными документами, подтверждающими сиротство, и, тем самым, становится основанием для оказания государственной поддержки. При постановке на государственное обеспечение студентам из числа сирот назначается стипендия, выплачивается денежная компенсация расходов на питание, сумма которой составляет 6 рублей 44 копейки в день, по установленным нормам на момент начисления. Кроме этого для студентов первого курса осуществляются выплаты на приобретение одежды и обуви, сумму которой составляет: девушкам 225 рублей 23 копейки и юношам 217 рублей 56 копеек, мягкого инвентаря и оборудования, иных предметов первой необходимости, которые рассчитываются за четыре месяца текущего года не позднее 15 октября. Ежегодно за счет средств стипендиального фонда учреждения образования сиротам могут выплачивать материальную помощь, её сумма составляет до 1 БВ [3, с. 2]. Также студентам-сиротам выплачивают пенсию по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не более чем достижения возраста 23 лет.
  3. Студгородок. Списки зачисленных студентов-сирот передаются социально-педагогической и психологической службой в студгородок для заселения в общежитие. В 2016 г. было заселено 40 студентов-сирот в общежития университета. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 21 от 01.01.01 года «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.01.01 года № 21» от оплаты за общежитие освобождаются: студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; студенты, у которых родители погибли при исполнении служебных обязанностей. Студенты, имеющие статус сироты, который им был дан до исполнения 18 лет и нуждающиеся в жилье, обеспечиваются общежитием, плата за которое не взымается.
  4. Профком. Студентам-сиротам оказывает материальную помощь. Материальная помощь выделяется дважды в год по заявлению студентов-сирот. Профком обеспечивает их получением бесплатной путевки в санаторно-курортную или оздоровительную организацию; денежная компенсация стоимости питания не выплачивается за весь срок пребывания в названной организации. В профкоме студенты-сироты пишут заявление на предоставление им путевки в санаторно-курортную или оздоровительную организацию. Профком заказывает эти путевки, и студенты-сироты едут оздоравливаться. Студенты-сироты, которые зачислены на полное государственное обеспечение, обеспечиваются единым билетом, дающим право бесплатного посещение театров, выставок, музеев, спортивных сооружений и детям до 18 лет – бесплатного проезда в общественном городском (пригородном) транспорте [2, с.1]. Выплачивают социальную стипендию. Её размер составляет 43 рубля 58 копеек. Бухгалтерия ежемесячно начисляет и осуществляет социальные выплаты. Сироты получают социальную стипендию, даже если по результатам экзаменов их средний балл ниже 6.

Нами была составлена и проведена анкета по теме «Личностное отношение студентов-сирот к оказанию социально-педагогической поддержки в учреждении высшего образования». Анкетирование проводилось в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы на всех факультетах. В нем приняло участие 40 студентов-сирот. Рассмотрим результаты проведенного исследования.

На вопрос, связанный с видами поддержки,  оказываемой Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы, можно было выбрать несколько вариантов ответа. 27 человек ответили, что получают материальную 21 человек – социальную, а 3 человека – психологическую поддержку.

На вопрос о том, считаете ли Вы, что  этой поддержки достаточно, 22 студента ответили, что да, достаточно; 16 студентов –  недостаточно и 2 студента не определились с ответом.

На вопрос, какие виды поддержки хотели бы получать студенты-сироты, 2 студента затруднились ответить, 21 студент ответили, что всё устраивает, 1 студент ответил, что хотел бы получить юридическую консультацию, 9 студентов – материальную поддержку и 7 студентов ответили, что социальную.

На вопрос, считаете ли Вы, что для студентов-сирот должны проводиться отдельные мероприятия, создаваться клубы, студенты ответили следующим образом: 23 студента ответили, что ничего не нужно проводить; 15 студентов ответили, что нужно проводить отдельные мероприятия; 2 студента ответили, что нуждаются во встречах с юристом.

На вопрос, какую стипендию Вы получаете, 38 студентов ответили, что получают государственную (учебную) стипендию, а 12 студентов – социальную.

На вопрос, приобретаете ли проездные абонементы на общественный транспорт и на какой вид транспорта, ответили: 15 студентов, что приобретают на автобус и троллейбус, а 25 студентов – не приобретают.

На вопрос, есть ли у Вас необходимость в бесплатных билетах в кино, театры и др., мы получили следующие ответы: 28 студентов ответили, что есть необходимость в бесплатных билетах в кино, театры и др., а 12 студентов, ответили, что нет необходимости.

На вопрос, предоставляет ли Вам университет бесплатные билеты в кино, театры и др., нет ответили 34 человек, да – 6 человека.

На вопрос, есть ли у Вас необходимость в трудоустройстве на лето, ответили: 20 студентов-сирот, что есть необходимость в трудоустройстве и 20 студентов-сирот, ответили, что нет.

На вопрос, предоставляет ли Вам университет возможность трудоустройства на лето, мы получили следующее ответы: 28 студентов ответили, что они получают возможность трудоустройства на лето, а 12 студентов ответили, что такой возможности не получают.

На вопрос, какие, по Вашему мнению, формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наиболее благоприятны для них, 26 студентов-сирот считают, что благоприятной формой устройства является усыновление, а 19 студентов-сирот считают, что опека и попечительство.

На вопрос, предоставляет ли ГрГУ им. Я. Купалы какие-либо путевки на оздоровление, 2 студента-сироты ответили, что не обращались и не знают, предоставляют или нет, 10 ответили, что им  предоставляли путевки на оздоровление, а 28 студентов-сирот ответили, что не предоставляет.

Обобщив результаты анкетирования, мы увидели, что ГрГУ имени Янки Купалы оказывает студентам-сиротам материальную, социальную и психологическую поддержку. Некоторые из студентов-сирот хотели бы иметь возможность получать ещё и юридическую консультацию. Все опрошенные получают государственную стипендию, некоторые студенты-сироты получают и социальную стипендию. ГрГУ предоставляет проездные абонементы на общественный транспорт, билеты в кино, театры, трудоустройство на лето, путевки на оздоровление, только не все студенты знают о такой возможности. Несколько студентов-сирот думают, что для этой категории должны проводиться отдельные мероприятия, создаваться клубы. Опрошенные считают, что для студентов-сирот, лучшей формой обустройства является усыновление, опека и попечительство.

Для поддержки студентов-сирот приняты  различные Законы, в соответствии с которыми определяются различные виды помощи и поддержки. Поддержка оказывается с целью социальной защиты студентов, создания благоприятных условий для учебы, быта и сохранения здоровья студентов.

 

Список литературы 

  1. Волкова В. Н. Теория систем и системный анализ:учебник для академического бакалавриата / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. – Изд. – 2-е. – М.: Юрайт, 2014. – 616 с.
  2. Об утверждении положения о порядке выдаче единого билета, условиях и сроках пользования им: постановление Министров Республики Беларусь, 14 июня 2006 г., № 748. – 10 с.
  3. О гарантиях по социальной защите детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Респ. Беларусь от 21 дек. 2005 г. № 73–3. – Ст. 12.
  4. О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения : Указ Президента Респ. Беларусь, 7 фев. 2006 г., № 80.