^ Вверх

УДК 37.013.

Янкович А.И.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы»

 

(научный руководитель — Борисюк О.Л., доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)

 

ОСОБЕННОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема  социально опасных семей, условия их медико-социального сопровождения, имеющего целью профилактику асоциального образа жизни членов данных семей.

 

В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов. Такие семьи справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил.

По каким же критериям можно определить, что семья благополучна или, точнее, условно адаптирована, к чему социальный работник должен стремиться при выстраивании работы с семьёй?

Согласно Целуйко В. М., существуют признаки здоровой семьи [4, с. 134]:

  • возможность выражать свои чувства;
  • каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи;
  • у каждого члена семьи есть право выбора;
  • в семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости;
  • проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу;
  • чувство юмора, шутки в общении;
  • ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга;
  • наличие общих ценностей.

Автор выделяет также базовые функции семьи:

  • экономическая (материальное обеспечение семьи);
  • репродуктивная (рождение детей, планирование семьи, половая идентификация детей и т.д.);
  • рекреативная (восстановление и отдых, планирование и проведение семейного досуга, отпуск и т.д.);
  • функция заботы о доме (уход за домом, чистота, гигиена в помещении и т.д.);
  • социализирующая (обучение детей навыкам, социальным умениям, образование и развитие детей и т.д.);
  • терапевтическая (привязанность, взаимная поддержка, проявление чувств и т.д.) [4, с. 134].

Зубкова Т.С. также выделяет демографическую, эмоциональную, социально-статусную функции [1, с. 224].

Невыполнение семьёй хотя бы нескольких функций может повлиять на вхождение семьи в «группу риска».

В настоящее время в научной литературе нет чёткого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

Для того чтобы не путаться в понятиях, определяющих специфику семьи, специалисты по социальной работе выделяют три типа семей: условно-адаптированные, это благополучные семьи, но у каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию. Семьи «группы риска» − те, в которых несколько функций подвергаются деструкции. И неблагополучные семьи, работа с которыми затруднена в связи с большим количеством сложностей, с которыми столкнулись члены таких семей

Зубкова Т.С. выделяет следующие семьи группы риска:

  • дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, молодые и юные матери до 18 лет, с детьми инвалидами);
  • «социопатические» (семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети-правонарушители, с отклонениями от нормального поведения).

К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это, прежде всего, семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.

В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями [1, с. 224].

Специалисту по социальной работе приходится сталкиваться с различными типами семей. Но в работе с семьей группы риска первоочередная задача специалиста по социальной работе − это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название семья «группы риска».

Общественное мнение, средства массовой информации и многие отечественные исследователи отмечают рост количества семей группы риска, что становится одной из самых острых проблем современной Республики Беларусь.

Категория семей социального риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, медиков, юристов. Однако специалисту по социальной работе отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать медико-социальную помощь и детям, и родителям.

Цель медико-социальной работы – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане [2, с. 208].

Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую (реабилитационную).

Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность, – это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа, имеющая реабилитационную направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др. [3].

Для полноценной медико-социальной помощи семьям группы риска главным принципом является раннее выявление таких семей. Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними в деятельности фельдшера являются приоритетными направлениями.

Основными задачами отделения медико-социальной помощи фельдшером ФАПа являются: медико-социальный патронаж в семье, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Патронаж проводится со следующими целями:

  • диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
  • контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный);
  • анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций.

При проведении медико-социального патронажа в многодетной и неполной семье первоначально фельдшером выявляются материальные и жилищно-бытовые трудности данной семьи.

При работе с такими семьями фельдшер ФАПа наиболее обстоятельно контролирует выполнение рекомендаций разного вида патронажей: приобретение предметов ухода за новорожденным, организация уголка новорожденного (выбор места кроватки с учетом освещенности, расположения дверей), режима питания, бодрствования ребенка и др.

В семье, проживающей в плохих материально-бытовых условиях, если нет возможности их улучшить, фельдшером проводится работа по активизации усилий семьи в проведении санитарно-гигиенических мероприятий с обязательным постоянным контролем над выполнением данных рекомендаций по созданию надлежащих условий на дому для развития здорового ребенка. Фельдшер ФАПа содействует тому, чтобы дети  из таких семей первоочередно обеспечивались бесплатным питанием и лечением при заболевании детей первого года жизни.

При работе в семьях алкоголиков фельдшер постоянно разъясняет пагубное влияние алкоголя на здоровье членов семьи, особенно детей.

Роль ФАПа заключается в содействии организации встреч родителей с врачами-специалистами; контроле за исполнением матерями рекомендаций, составленных врачами-педиатрами; контроле за санитарными условиями проживания несовершеннолетних; сборе информации об асоциальных контактах родителей.

Фельдшер дважды в неделю посещает семью, стоящую на учете, с целью оценки и контроля исполнения мероприятий, предписанных планом защиты законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. В конце каждого месяца наблюдения за семьями собирается совет профилактики, куда приглашаются представители всех заинтересованных инстанций, заслушиваются отчеты каждого из участников совета, подводятся итоги о проведенной работе, обозначаются задачи на следующий месяц. На каждом из таких собраний обязательно присутствуют представители семей, находящихся в социально опасном положении. С ними также проводятся профилактические беседы, подводятся итоги и  ставятся  новые задачи.

Роль  ФАПа в оказании медико-социальной помощи семьям, находящимся в социально-опасном положении, нельзя недооценивать, т.к. именно благодаря этой инстанции семьи получают профессиональную медицинскую поддержку, в любое время могут получить медицинскую консультацию.

В связи с тем, что наличие семей, находящихся в социально-опасном положении, можно напрямую связывать и с профилактической работой социальных и медицинских инстанций, считаем более разумным предотвращать появление таких семей проведением всевозможных профилактических мероприятий. Т. е. одним из основных направлений деятельности фельдшера ФАПа является профилактическая работа среди населения, проживающего на данной территории.

Для формирования у населения, относящегося к данному ФАПу, ответственного отношения к здоровью принимаются следующие меры:

  1. Ежеквартально на базе Центра культуры фельдшером с населением проводятся беседы о здоровом образе жизни («Наше здоровое будущее», «Здоровый образ жизни», «Мой выбор здоровый образ жизни» пример такой беседы приведен в приложении Б), о вреде алкоголя, курения, наркотиков («Женщины и курение», «Семь шагов от никотина», «Алкоголь и наше здоровье», «Алкоголь – яд», «Наркотики – жизнь или смерть?», "Жизнь без наркотиков" и др.).
  2. Периодически с беседами подобных тематик фельдшер ФАПа выступают перед учащимися школ. Иногда организуется совместная деятельность.
  3. С каждым обратившимся за помощью жителем фельдшером проводится личная беседа, на которой обсуждаются проблемы, связанные со здоровьем (и физическим, и моральным), именно данного конкретного человека.
  4. На  ФАПе имеется информация о здоровом образе питания, о вредных привычках, информацию о скором приезде врачей из города, объявления о вакцинации и т.д.
  5. На ФАПе оказывается необходимая медицинская помощь.

Семьям «группы риска» необходима медико-социальная помощь. Данная помощь оказывается разными структурами, которые работают сообща. Не маловажную роль в оказании такой помощи играют и медицинские учреждения, в том числе и ФАПы.

Медико-социальная помощь направлена не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения.

В Республике Беларусь имеется широкая законодательная база, регламентирующая социальную поддержку семьям, находящимся в социально опасном положении. Основным документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Данный акт призван обеспечить регулирование всех аспектов данной сферы отношений.

Правильная организация медико-социальной деятельности способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка.

  

Список литературы

  1. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
  2. Никишина, В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 208 с.
  3. Причины и последствия семейного неблагополучия : сайт «Кто такой социальный работник». – URL: http://sw.myalmalyk.ru/publ/2–1–0–13. – Дата доступа: 27.12.2016.
  4. Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М. : ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. – 134 с.