^ Вверх

УДК 151.8:371.015

Мандрика И.С.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Н.П. Кисель, старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы)

 

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ КАТЕГОРИИ СОП

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания подростков в условиях социально-опасных семей. Проанализированы основные направления социально-психологической помощи по профилактике агрессивного поведения подростков воспитывающихся в семьях категории СОП.

 

В современном обществе достаточно большое количество семей нельзя отнести к семьям с благополучными экономическими и психологическими условиям жизни для подростков. Среди них особое внимание необходимо уделить подросткам, воспитывающимся в семьях категории СОП. Родители в таких семьях не выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, игнорируют потребности своего ребенка, жестоко обращаются с ним, и поэтому них формируется неприязнь ко всему миру, к самому себе, к своим близким, а так же формируется и агрессия.

На подростков воздействует большое количество внутренних и внешних факторов. Столкновение подростка с миром своих сверстников, и миром взрослых, и разнообразными явлениями жизни. Далеко не всегда все протекает безболезненно. Часто при этом у несовершеннолетнего происходит разрушение многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. У подростка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой подросток считает агрессивное поведение нормальным, так как оно помогает ему преодолевать проблемы и трудности в жизни.

Современный подросток – это отражение общественных изменений, поведенческих реакций взрослых на трудные жизненные ситуации. Следует помнить, что отличительной чертой подросткового возраста является противоречивость и неустойчивость взглядов и отношений. Это может быть обусловлено тем, что в данном возрасте подросток испытывает острую потребность в одобрении и принятии, в позитивной оценке их личностной и мотивационно-потребностной сферы.

Вопросы формирования агрессивного поведения, являются предметом изучения таких наук как: психология, педагогика, философия, социология, медицина и других. Проблеме агрессивного поведения личности в целом и подростков, в частности, посвящено большое количество работ, как отечественных, так и зарубежных авторов. Исследование агрессивного поведения подростков выступает центральным звеном в работах К. Бютнера, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманова, Ю.Б. Можгинского.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества: за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом серьезно тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. В этих условиях особенно важен  анализ проблемы агрессивного поведения подростков, который показал наличие принципиально разных теоретических подходов, что серьезно препятствует пониманию реальных причин агрессивности растущих людей и выработки действенных средств ее предотвращения и нивелирования, т.е. проблемы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.

По мнению А. А. Реана главным фактором проявления агрессии у подростков в семьях категории СОП, будет их окружение. Как правило, чаще всего они выбирают компанию для общения и дружбы среди таких же подростков, как и они сами, с такими же или очень схожими проблемами. Как ранее было отмечено, подростки проецируют поведение  круга ближнего общения. Они не видят в своей жизни ничего хорошего, а если что-то и есть, то совсем мимолетное. Они не умеют проявлять любовь и ласку. Эти чувства  выражают в более грубой форме. Для них это кажется нормальным, так как они это видят в окружении своих сверстников.

У подростка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки [4, c. 83].

Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на другие лица, ими могут выступать – учителя, врачи, психологи, другие специалисты. Это важно учитывать всем, к кому обращаются родители для решения этой проблемы, так как сами не имеют возможности справляться. Некоторые особо впечатлительные подростки, распространяют агрессию и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых, на которых может быть обида. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то сужают свой  круг общения до более молодых ребят, которые проявляют агрессию в малой степени, либо совсем ее не проявляют.

В ходе исследования, которое проводилось на базе ГУО «Средняя школа №3 г. Белоозерска» и Гуманитарного колледжа при Гродненском Государственном университете имени Янки Купалы  нами было проведено изучение особенностей агрессивных реакций у подростков, воспитывающихся в семьях категории СОП и подростков, воспитывающихся в семьях не находящихся в категории СОП. В качестве средств диагностики была выбрана методика «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки. Рассматривая группу подростков, воспитывающихся в семье категории СОП, мы получили следующие результаты (Рис. 1).

 

 

Рисунок 1 – Особенности проявления агрессии подростков  воспитывающихся в семьях категории СОП

 

У подростков из семей категории СОП значительно преобладают такие показатели как: индекс агрессии (М=17,56), индекс враждебности (М=7,48), вербальная агрессия (М=7,48), обида (М=5,33), чувство вины (М=5,33) и косвенная агрессия (М=4,22). Это можно объяснить следующим образом: на проявление агрессии может влиять семейная обстановка, которая будет являться неблагоприятной для подростка, так как родители могут избивать подростка, кричать, игнорировать. Данные результаты указывают и на то, что, возможно, подростка не устраивает его окружение и тем самым он испытывает чувство агрессии по отношению к другим людям и, возможно, к самому себе. Значительная выраженность показателя «вербальная агрессия», показывает, что подросток может ее подавлять и справляться с неблагоприятной обстановкой путем выражения негативных чувств через форму (крик, визг) и через содержание словесных ответов. Выраженность показателя «обида» свидетельствует о том, что подростку неприятно все то, что с ним происходит, и он испытывает чувство зависти и, возможно, даже ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия. Высокий показатель косвенной агрессии указывает на то, что подросток ищет различные пути преодоления своей агрессии, чтобы не срываться на своих близких, так как он понимает, что таким образом может сделать плохо и себе, и им (Рис. 2).

 

 

Рисунок 2 – Особенности проявления агрессии подростков из обычных семей и подростков воспитывающихся в семьях категории СОП

 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что подростки, воспитывающиеся в семьях категории СОП чаще, чем подростки, воспитывающиеся в обычной семье, прибегают к использованию физической силы и вербальной агрессии и косвенной агрессии против других лиц. Но так же можно заметить, что у подростков из обычных семей преобладает такой показатель как раздражение. Для них этот показатель вполне уместен, так как они сейчас учатся в 9 классе и скорее всего раздражение вызвано предстоящими экзаменами, а для кого-то и поступлением в другое учебное заведение. Полученные данные свидетельствует о том, что показатели «физическая агрессия» и «вербальная агрессия» выше у подростков из семей категории СОП. Возможно для некоторых подростков из семей категории СОП – это может использоваться как средство самообороны, поскольку они способны чувствовать себя одинокими и беззащитными, но только в отдельных ситуациях, а для некоторых – будет являться способом проявить себя, показать свое превосходство над кем-то слабее себя, так как в домашней обстановке они чувствуют себя угнетенными и не могут себе этого позволить.

К основным направлениям социально-психологической помощи по профилактике агрессивного поведения подростков воспитывающихся в семьях категории СОП относят разнообразные методы, среди которых можно выделить: арт-терапию, дискуссии, песочную терапию и др.

 Песочная терапия – это одно из направлений в разделе арт-терапии. В данной терапии могут быть использованы разные виды песка. Это речной песок, морской песок, песок вулканического происхождения и др. Так же можно использовать различные фигурки животных, людей, для полного выражения картины. Всё зависит от желания и фантазии ребенка [1; с. 8].

Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Дискуссия предполагает общение, что является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, осмысления проблемы и формирования ценностных ориентаций [3, с. 102].

Метод арт-терапии является эффективным в профилактической деятельности.

Цель арт-терапии – проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими. В первую очередь – это переживания, возникающие в результате беспокойства, страха, обиды, неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неумении постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства. Игровое пространство, изобразительный материал и образ являются для участников средством психической проекции. Проекция разрушительных и саморазрушительных тенденций и чувств на изобразительный материал и образ позволяет «дистанцироваться» от них и достичь определенной степени контроля над ними [2, с. 303–306].

Для того чтобы подросток вымещал свою агрессию не на окружающих его людей, нужно правильно подбирать социально-психологические методы корректировки данного повеления. К ним можно отнести: арт-терапию, песочную терапию, дискуссии, интерактивные игры и др. Правильно подобранные методы социально-психологической помощи подросткам помогают преодолеть психологические проблемы и способствуют предотвращению эмоциональных нарушений в кризисных ситуациях.

 

Список литературы

  1. Грабенко, Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1988. – 48с.
  2. Гриневич, Н.В. Возможности использования метода арт-терапии в психологической практике с детьми «группы риска» / Н.В. Гриневич // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 5. – С. 303 – 306.
  3. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, А.В. Петровский. – М. : Просвещение, 1979. – 288с.
  4. Педагогический энциклопедический словарь ; под ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.