^ Вверх

УДК:378.1-057.86:004

Кисель С. А.

 

старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

ПРИМЕНЕНИЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме применения компьютерных технологий в обучении студентов специальности «Дизайн графический». В ней рассматриваются возможности внедрения в образовательный процесс методов, способствующих формированию у будущих дизайнеров профессиональных компетенций конкурентоспособного специалиста.

 

Современный уровень развития общества требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. Усложняется мир, трансформируется мировоззрение, все сложнее становится система межличностных отношений. В связи с этим концептуально иной становится и предметно-пространственная среда, которая окружает людей и является продуктом их творческой деятельности, их понимания красоты и гармонии. Дизайнер не может и не должен оставаться в стороне от происходящих в мире изменений, в том числе и научно-технического прогресса, развития культуры, цивилизации, ведь именно дизайнер формирует облик предметов, с которыми человек имеет непосредственный контакт, именно дизайнерская мысль руководит созданием образа пространственной среды, в которой человек живет, отдыхает, трудится, творит.

Дизайн зарождался на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования и науки. Сегодня дизайн – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование предметного мира в чрезвычайно обширной зоне контакта с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является изучение предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный и целостный. Отсюда особая важность для дизайна – это использование наряду с гуманитарными дисциплинами средств инженерно-технических и естественнонаучных знаний.

В настоящее время важнейшим фактором в решении образовательных задач становится овладение информационными технологиями, без которых уже не может обойтись современный дизайнер. Дизайн и компьютерная графика – это творческий процесс, который объединяет искусство и различные технологии, чтобы передать замысел и идеи художника-дизайнера [1].

Сфера применения компьютерной техники в образовании постоянно расширяется: от использования компьютера и сопутствующих ему информационных технологий как объекта изучения дисциплины «Информатика» акценты переносятся к широкому использованию его как средства для интенсификации учебного процесса по общеобразовательным дисциплинам.

Традиционная структура преподавания учебных дисциплин в профессиональной подготовке будущих дизайнеров не всегда успевает за изменениями в современном быстро меняющемся мире. Сегодня применение компьютерных технологий обуславливает актуализацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса. Многие авторы учебников и учебно-методических пособий по проектированию уделяют большое внимание компьютерному обеспечению этого процесса, что указывает на значимость компьютерной графики в профессиональной подготовке будущего дизайнера. Чаще всего в данной литературе приводится лишь описание работы в каком-либо графическом пакете, но не рассматриваются в целом методика преподавания, содержание и инструментарий компьютерных технологий [1].

Процесс обучения компьютерным технологиям предполагает поэтапное обучение, рассматривающее его как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит обучаемого к новым знаниям и умениям [2].

Информатизация высшего образования – это реализация комплекса мер, направленных на повышение уровня подготовки специалистов путем расширения сферы использования вычислительной техники и компьютерных технологий в учебной и научно-исследовательской работе, в управлении учебным процессом.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, имеющих своим основным предметом методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; непосредственно вычислительную технику и методы ее взаимодействия с людьми и производственным оборудованием; их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Поэтому новые информационные технологии в обучении являются рациональным средством в развитии творческих способностей студентов [3].

Для системы образования выигрыш от успешного развития информатизации заключается в высокой профессиональной подготовке за счет передачи знаний, компьютерной поддержки творческих способностей и интеллектуализации труда преподавателей и обучающихся.

Изобразительная информация выступает важнейшей составной частью коммуникативных процессов в обществе в целом и в сфере дизайна в частности. Однако изучение природы и специфики художественного языка изобразительной информации осуществляется в сфере дизайна еще недостаточно. Необходимость решения данной проблемы обусловлена двумя важными тенденциями развития дизайна и проектной культуры в целом [1].

Первая тенденция – внедрение в дизайн программно-целевых методов проектирования.

Вторая тенденция – отход в дизайне от чисто рациональных методов проектирования и обращение к культурологическому подходу, включающему методику художественного творчества, что выражается в поиске аналогов проектных образов, применении методов заимствования аналогий из других видов искусства.

Развитие методической системы обучения предполагает ориентацию на формирование ключевых компетентностей, среди которых формирование информационной компетентности является приоритетной целью общего образования, а коммуникационной компетентности – одним из ее видов.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что обучающийся, применяя компьютерные технологии, должен постоянно активно расширять свой кругозор, приобретать навыки работы с различными графическими программами, вырабатывать исследовательские умения в поисках информации, развивать и тренировать восприятие и навыки принятия оптимальных решений [1].

Современное информационное общество с его сложным, высокотехнологичным и быстро меняющимся производством, развитой инфраструктурой, предъявляет качественно новые требования к подготовке специалистов различных профилей. От выпускников вузов требуется не только фундаментальная базовая подготовка, которая поможет им находить пути решения, но и информационно-технологическая компетентность. Основные профессиональные концепции будущего дизайнера:

  • способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • умение собирать и использовать информацию;
  • готовность использовать IT-технологии, в том числе современные средства компьютерной графики, в своей предметной области;
  • умение приспосабливаться к информационным нагрузкам, вызванным обновлением компьютерной техники;
  • способность к самообразованию и потребность в регулярном повышении квалификации.

В настоящее время идет процесс быстрого развития и внедрения компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности. Компьютеризация влечет за собой потребность в приобретении умения быстро и правильно получать, сохранять и передавать информацию, рационально её использовать. Этому способствует процесс информатизации образования, который представляет собой внедрение в образовательные учреждения информационных средств, информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах [4].

Новые информационные технологии обучения – это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Основной задачей новых информационных технологий обучения является разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности и доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам; различным базам данных; обучающим сайтам и другим источникам).

Содержание основных компонентов информационно-технологической подготовки строится таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования основ информационной культуры будущего дизайнера. К основным задачам информатизации процесса образования относятся следующие:

  1. Применение эффективных методов обучения.
  2. Повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности.
  3. Объединение различных видов образовательной деятельности.

При этом особенность предметной области будущего дизайнера находит свое отражение в решении конкретных прикладных задач с помощью современных информационных средств, таких как:

  • обучающие мультимедиа системы;
  • программы контроля и самоконтроля знаний;
  • использование информационных технологий в организации и проведении научно-исследовательской работы.

Особенность большинства новых информационных технологий в высшем образовании состоит в том, что они базируются на современных персональных компьютерах. Их использование обеспечивает рост всех уровней учебно-воспитательного процесса, многостороннее развитие обучающегося, подготовку выпускников вузов к жизни в условиях информационного общества. Новые информационные технологии по отношению к образованию – это новая организация образования с использованием современных технологических средств, в первую очередь, компьютерной техники, которая оказывает заметное влияние на содержание и методы обучения, представляет в распоряжение участников учебно-воспитательного процесса новые технические средства обучения и преподавания [5].

Современные информационные технологии предполагают широкий набор средств для разработки образовательных действий, а именно: предоставление информации в различной форме с разными графическими, звуковыми и видеоэффектами [1].

По данным ЮНЕСКО, при слуховом восприятии закрепляются 15 % языковой информации, при зрительном – 25 % визуальной информации, слыша и видя одновременно, человек запоминает 65 % информации, которая ему сообщается [3].

Использование мультимедийных технологий преследует, в основном, две цели. Первая – облегчить усвоение и запоминание учебного материала. Вторая цель – индивидуализация процесса обучения.

Мультимедийные технологии в учебном заведении должны стать как способом оптимизации учебно-воспитательного процесса, так и объектом для изучения, для того, чтобы будущий специалист мог оптимально их использовать.

Развиваются основные формы информационных технологий. Это комплектация специального набора учебно-методических материалов: компьютерные электронные учебники и компьютерные обучающие программы по дисциплинам, мультимедийные лекции, тесты для контроля качества знаний и для самоконтроля, методические указания по выполнению лабораторных, курсовых, контрольных работ, сетевые технология обучения, включающие использование компьютерных сетей.

Использование в учебном процессе компьютерных обучающих программ, мультимедиа лекций предполагает отход от традиционной системы обучения и переход в инновационную, что позволяет с уверенностью говорить о широких возможностях современных информационных технологий с целью разработки информационно-компьютерного обеспечения процесса подготовки будущего специалиста. Обучающие программы, в настоящее время, должны отвечать принципам актуальности, реалистичности, реализуемости и открытости.

Несомненно, что внедрение информационных технологий в процесс образования – это неизбежный процесс на пути развития современного общества. Но быстрое и качественное внедрение информационных технологий в учебный процесс может дать дополнительные преимущества обучающимся в вузе.

Информатизация образования может помочь решить ряд следующих задач:

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
  • представлять в удобном для изучения масштабе времени различные физические, химические, биологические, и социальные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью.

Помимо всех положительных факторов и инноваций, которые принесли информационные технологии, нельзя не отметить и их негативные последствия. Студенты стали меньше обращаться к печатным изданиям, меньше читать, а, следовательно, и думать, делать самостоятельные выводы, принимать решения.

Хотелось бы отметить, что компьютер и информационные технологии лишь инструмент, но не универсальное средство, способное заменить собой все направления учебной деятельности.

Для студентов специальности «Дизайн графический» компьютерные технологии являются фундаментальной областью знаний и умений, без которых дизайнер не может состояться как специалист. На данный момент работодатель предпочитает выбрать не просто высококвалифицированного дизайнера, прошедшего все ступени академического дизайнерского образования, но обязательно владеющего знанием необходимых для работы программ компьютерной графики. И в итоге конкуренцию может выдержать только тот выпускник вуза, который сможет свободно пользоваться различными компьютерными программами в своей работе.

 

Список литературы

  1. Арефьева, О. В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук [Электронный ресурс] / О. В. Арефьева // DisserCat – электронная библиотека диссертаций. – Режим доступа: http://www.dissercat.com. – Дата доступа: 25.04.2017.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия», 1999–2005.
  3. Информационные технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. – Дата доступа: 25.04.2017.
  4. Митрофанов, К. Г. Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования : основные аспекты и тенденции / К.Г. Митрофанов, О. В. Зайцева // Вестник. – 2009. – Выпуск 10(88). – С. 64–
  5. Кожуховская,С. М. Дизайн-образование, структура, содержание и методы реализации [Электронный ресурс] / С. М. Кожуховская. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/216/4963.php. – Дата доступа: 25.04.2017.