^ Вверх

УДК 316.6

 

Кислович А.И.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Кардабнёв А.А., доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИТУАЦИИ ПОТЕРИ РАБОТЫ И БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Аннотация. В статье анализируется проблема взаимосвязи психологического состояния молодежи от ситуации ее профессиональной реализации в трудовой деятельности.

 

На протяжении всей жизни почти каждый человек попадает в такие ситуации, которые субъективно или объективно нарушают его привычный образ жизни, его нормальное социальное функционирование. Вследствие этого меняется восприятие окружающей действительности и происходит переосмысливание своего положения в обществе.

Одним из факторов, влияющих на жизнедеятельность личности, является утрата места работы и безработица. Безработица — самая острая социально-экономическая проблема. Она представляет собой такую систему общественных отношений между людьми, когда некая часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу, а значит, создать себе и своей семье условия для существования.

Специфика ситуации безработицы состоит в том, что она отличается относительной устойчивостью. Внутри этой ситуации в широком смысле возникают конкретные узкие «подситуации», связанные с поиском работы. В одном случае, безработица может оказаться конструктивным, мобилизующим силы человека испытанием, заставляющим его изменить своё отношение к возможности трудоустройства, стимулировать процесс осознания себя как субъекта рынка труда. Но в другом случае, безработица — это проблема, создающая определённые затруднения и оказывающая прямое и сильное воздействие на психику человека, вызывая при этом сильные эмоциональные переживания, состояние напряжения, фрустрации и агрессии, что ведёт к потере смысла общественной активности.

Раскрывая психологическую сторону безработицы, А.С. Петунова характеризует её как «особое состояние личности, выражающееся в искажении социального восприятия окружающей действительности, активизации негативно-депрессивных комплексов, формирование системы новых ценностных ориентаций» [5].

Потеря человеком работы может стать «пусковым механизмом» для личностного и экзистенциального кризиса. Дж. Якобсон считает, что кризис возникает, если жизненные события создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей человека. При этом эти события ставят перед человеком проблему, от которой он не может уйти и которую он не может разрешить в короткое время привычными способами.

Суть личностного кризиса при потере работы — это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и неизвестным будущим, между тем, кто ты есть и кем предстоит стать. Внутренний кризис — это реакция личности на ситуацию, требующую от неё изменения жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе и окружающему миру [2, с. 30].

При длительной незанятости у безработных людей отмечаются симптомы беспомощности, безнадёжности, более низкий уровень самооценки и более высокий уровень депрессии. Человек лишается ясности среды, информации о своём будущем, возможности планировать свою жизнь на определённый срок, а неопределённость приводит к тревоге [3].

Наиболее остро негативному воздействию безработицы подвергается молодёжь.

Можно сказать, что молодость – это тот период развития человека, когда основным видом деятельности является получение специальности, начало профессиональной деятельности, выбор спутника жизни и построение собственной семьи. Это главный этап перехода между зависимым и слабым периодом детства и независимой, автономной и весьма сильной стадией взрослой жизни. В молодости наиболее доступны самые сложные виды трудовой деятельности, с помощью навыков общения наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви.

В ситуации потери работы и безработицы у молодых безработных, как правило, наблюдается:

  • снижение чувства удовлетворения жизнью;
  • усиление чувства одиночества и социальной изоляции;
  • потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня;
  • преобладание настроений пессимизма и фатализма в отношении к жизни в целом;
  • потеря стремления к упорядоченности в своей жизни;
  • повышение тревожности, возбудимости и агрессивности [1].

В ходе анализа исследований В.С. Лисовского и Л. Пельцман, можно выделить следующие динамику развития стрессового состояния человека при потере работы:

Первая фаза — это фаза оцепенения, шока, что характеризуется тяжелым субъективным переживанием, когда страх и эмоции могут привести к другим неприятностям, таким как болезни, несчастные случаи.

Во второй фазе отмечается отрицательное отношение к потерянной работе, оптимизм и конструктивное приспособление к ситуации безработицы. В данном случае потеря работы воспринимается как освобождение от бремени, сам статус безработного воспринимается как временное явление, строятся планы на будущее. Появляется удовлетворение жизнью, отмечается улучшение состояния здоровья, наблюдается активность в поиске нового места работы.

Третья фаза демонстрирует возрастание беспокойства, напряжения и страдания. Проходит ощущение полученного отдыха, кончаются ресурсы. Постепенно усваивается идентичность безработного, человек сам замечает в себе личностные сдвиги, сдвиги в отношениях с окружающими. В этот период наблюдается повышенная активность в поиске работы.

На четвёртую фазу приходится беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжелое психологическое состояние наблюдается даже при отсутствии материальных трудностей и в том случае, когда человек удовлетворен пособием по безработице. Не имея даже минимальных успехов в поиске работы,  у молодых людей теряется всякая надежду на её приобретение, повышаются беспокойство и депрессия. Наблюдается явный уход от социальных связей [4; 7, с. 147].

Французский психолог Лавье отмечает ещё одну, пятую фазу развития стрессового состояния, которая характеризуется переоценкой собственных ценностей, что обуславливает формирование намерений действовать, выйти из сложившейся ситуации. Если переоценки ценностей не происходит, то отмечается устойчивость ощущения безнадёжности и собственной бесполезности и ненужности.

В ситуации безработицы, молодёжь ощущает затруднения в реализации потребностей и низших уровней: приходится ограничивать себя в средствах, нет возможности реализовать себя в целенаправленной активности. Также не менее существенным является то, что молодой человек утрачивает возможность удовлетворять свои высшие потребности, т.е. потребность в самореализации, социальных связях и контактах. В то же время наблюдается потребность в безопасности: возникает страх неизвестности завтрашнего дня, когда нет уверенности в возможности что-либо изменить, на что-то повлиять, утрачивается чувство жизненной стабильности.

В период длительной безработицы нарушается целостность иерархии мотивов. Существенные мотивы теряют свою актуальность, менее значимые начинают выступать на первый план. Неудовлетворенность потребностей, нарушение их привычной иерархии вызывают у безработного неудовольствие, тревожность, беспокойство и другие отрицательные эмоции, вплоть до открытой агрессии [6].

Для оценки состояния молодых людей в ситуации потери работы и безработицы использовалась методика на определение уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Спилбергера-Ханина [9].

Опросник состоит из 2 шкал, каждая из которых включает по 20 вопросов. Первая шкала определяет уровень ситуационной тревожности (состояние человека в настоящий момент времени, проявляющееся напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость.), а вторая — уровень личностной тревожности (склонность воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги). После обработки ответов исследуемых определяются уровни тревожности: низкий, умеренный и высокий.

В практическом исследовании принимали участие 14 безработных людей в возрасте от 22 до 30 лет.

По результатам исследования было установлено, что в большинстве случаев (57 %) у опрашиваемых молодых людей с низким или умеренным уровнем личностной тревожности ситуация потери работы и безработицы значительно повышает уровень ситуационной тревожности. Вследствие чего человек ощущает напряжение, беспокойство, повышенную озабоченность, нервозность, что в итоге может привести к нарушению внимания, мышления, тонкой координации и, в крайнем случае, к эмоциональному, невротическому срыву.

В свою очередь присутствует и обратная связь — в 5 (36 %) случаях из 14 у безработных молодых людей наблюдается то, что их уровень ситуативной тревожности ниже, чем уровень личностной тревожности. Данное явление наблюдается у той группы молодёжи, которые имеют высокий уровень и личностной и ситуационной тревожности. Это свидетельствует о том, что ситуация потери работы и безработицы незначительно влияет на их эмоциональную и поведенческую сферы личности. Возможно, это связано с тем, что они уже заранее знали о потере работы, и вследствие этого для них это не было таким значительным событием.

В качестве основных методов оказания социально-психологической помощи по снижению уровня тревожности у безработной молодёжи можно выделить психологическую консультацию и психологические групповые тренинги.

С помощью психологического консультирования у безработной молодёжи могут быть сформированы умения преодолевать трудности в процессе профессионального становления, а также способность к изменению собственных профессиональных установок и способность к объективной оценке своих возможностей, саморегуляция и самокоррекция.

Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других, прочувствования своих неуспехов и недостатков, переживания снижения своей самооценки.

В группе с помощью специальной системы психологических упражнений и игр у участника появляется возможность увидеть себя и свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерить множество новых ролей, приобрести необходимые навыки и умения общения, которые не удалось получить в семье, усвоить новые формы поведения, осознать и, в конечном итоге, решить свои проблемы [8].

С помощью социально-психологического тренинга человек может не только снизить уровень тревожности, напряжения, найти новые модели поведения, но и освоить новые приёмы коммуникации, познакомиться с людьми, попавшими в сходную ситуацию.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ситуации потери работы и безработицы у молодёжи отмечаются симптомы беспомощности, безнадёжности, более низкий уровень самооценки и более высокий уровень депрессии, что в итоге может привести к нарушению внимания, мышления, тонкой координации и, в крайнем случае, к эмоциональному, невротическому срыву. Данное положение подтверждают и полученные данные исследования, вследствие чего можно сделать вывод о том, что каким бы ни был уровень личностной тревожности у молодёжи, ситуация безработицы оказывает своё негативное воздействие на их психологические особенности.

 

Список литературы

  1. Безработица молодёжи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geolike.ru/page/gl_7708.htm. – Дата доступа: 01.03.2017.
  2. Дружилов, С.А. Безработица преподавателей вузов как ситуация личностного кризиса / С.А. Дружилов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. – № 3. – С. 25–32.
  3. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 469 с.
  4. Пельцман, Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу / Л. Пельцман // Психологический журнал, Т. 13. – 1992. – № 1.
  5. Петунова, С.А. Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности / С.А. Петунова // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2007. – № 3.
  6. Сигачёв, В.Е. Психологические аспекты собеседования с безработными / В.Е. Сигачёв. – Саратов, 1995. – 23 с.
  7. Социология молодёжи / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. – СПб : Изд-во С.–Петербургского университета, 1996. – 460 с.
  8. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Методическое пособие к спецкурсу для студентов специальности 020400 «Психология». – Кемерово, 1999.
  9. Описание шкалы самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychologiclub.com/shkala-ch-d-spilberga-yu-l-xanina-shkala-samoocenki-urovnya-trevozhnosti/. – Дата доступа: 03.02.2017.