^ Вверх

УДК 37.01.

Купцевич А.А.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Борисюк О.Л., доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ

 

Аннотация. В статье анализируется проблема профессионального самоопределения незрячих детей, рассматривается возможность осуществления психолого-диагностического сопровождения профессионального самоопределения данных учащихся.

 

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последствий жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем общества, в котором ему предстоит жить.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять.

Незрячие и слабовидящие дети испытывают значительные трудности в определении своего места в мире профессий. Ограничение профессиональной пригодности значительно уменьшает область их профессионального выбора. Зависимость трудоустройства от социально-экономического состояния общества снижает возможности профессиональной самореализации.

Низкий уровень ориентации в своих собственных особенностях и возможностях, и постоянно развивающиеся условия социальной жизни приводят к невозможности формирования реальных и адекватных ситуаций их профессиональных планов. Незрячим и слабовидящим молодым людям не удается в одиночку решить проблемы самоопределения.

Важной задачей комплексной профориентационной работы является формирование у незрячих и слабовидящих подростков профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера: недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности; затруднено трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда.

Профессиональные намерения незрячих и слабовидящих подростков характеризуются замедленным темпом формирования, большей степенью неопределенности и обобщенности, а также меньшей осознанностью и действенностью. Кроме того, их профессиональные намерения в значительной степени нереальны с точки зрения их психофизиологических возможностей, общих способностей и успеваемости [1, с. 1-2].

В ходе исследования, которое проводилось на базе ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школa-интернат», нами были выявлены психологические особенности незрячих и слабовидящих десятиклассников, а также предпочитаемые типы профессий.

По результатам методики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) мы получили следующие результаты (диаграмма 1).

 

 

 Диаграмма 1 – Диагностика предпочитаемых типов профессий у детей с нарушениями зрением

 

Итак, из диаграммы 1 мы видим, что среди учащихся не обнаружилось значительных предпочтений какого-либо типа профессий. Однако наиболее популярным оказался тип «Человек-художественный образ» и тип «Человек-природа», в категорию «Человек-человек» никто не попал. Это может свидетельствовать о том, что учащиеся школы бояться незнакомого окружения людей, стесняются своего «недостатка».

Результаты личностного опросника Г. Айзенка наших десятиклассников отражены в диаграмме 2.

 


 

Диаграмма 2 – Диагностика типов темперамента у детей с нарушениями зрения по методике Г. Айзенка

 

Диаграмма 2 наглядно показывает, что преобладающий тип темперамента старшеклассников – меланхолик. Холериков среди них нет. Это значит, что в основном наши учащиеся спокойные, склонные к одиночеству, склонны к эмпатии, ощущению других людей, это люди с тонкой чувствительностью.

Посмотрим, как выбор типа профессии у десятиклассников зависит от типа их темперамента (диаграмма 3).

 

 

Диаграмма 3 – Зависимость выбора типа профессии от типа темперамента у детей с нарушениями зрения

 

Итак, из диаграммы 3 мы видим, что типу профессии «Человек-природа» и  типу «Человек-техника» отдают предпочтения меланхолики. Тип «Человек-знак» выбирают флегматики, тип «Человек-художественный образ» привлекает сангвиников и флегматиков.

Таким образом, выбор типа профессии зависит от типа темперамента.

Профессиональное самоопределение незрячих и слабовидящих старшеклассников объективно затруднено, что определяет необходимость специально организованной психолого-педагогической поддержки этих школьников в определении путей профессионального развития, основанной на знании психологических особенностей профессионального самоопределения учащихся данной категории.

Социализация, проходящая в специфических условиях, обусловленных физическим недугом, определяет особенности профессионального самоопределения личности, которое имеет некоторые отличия, по сравнению с теми, у кого социализация не осложнена состоянием здоровья. Так, незрячие и слабовидящие старшеклассники несколько недооценивают свои возможности и ориентируются на небольшой выбор профессий. Кроме того, в своей будущей профессии незрячие и слабовидящие учащиеся, прежде всего, хотели бы реализовывать потребность в самореализации и развитии своих способностей. Необходима организация психолого-педагогической поддержки старшеклассникам, независимо от состояния их здоровья, направленной на формирование адекватных представлений о собственных возможностях и соотнесение их с конкретными профессиями. При этом следует отметить, что при своевременной и правильной психолого-педагогической работе с незрячими и слабовидящими детьми у них формируются хорошо развитые компенсаторные возможности психического развития, создающие определенные предпосылки для доразвития всех основных функций и в дальнейшем - для деятельности в различных сферах труда. Поэтому важно раскрыть перед ними более широкие перспективы выбора будущей профессиональной деятельности.

 

Список литературы

  1. Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова, Т. П. Водолазская, М. А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева. – СПб. : СПбГУ, 1991. – 152 с.