УДК 37.013.42(075.8)
Попенкова И.В.
студентка 5 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – Борисюк О.Л., доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПАЦИЕНТОВ УЗ ГКБ №2 Г. ГРОДНО ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема здорового образа жизни, а также методов и путей его достижения. В частности, обосновывается положение о том, что информированность о здоровом образе жизни является необходимым условием его формирования и воспроизводства.
Здоровье – состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, а по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы [2].
В последние десятилетия интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание. Уместно вспомнить древнее изречение: искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее.
Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешают такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков [1].
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что здоровый образ жизни является важнейшим фактором в жизнедеятельности человек, а поскольку несоблюдение норм ЗОЖ часто приводит к клиническим заболеваниям, то важным представляется определить, насколько соблюдают ЗОЖ пациенты учреждений здравоохранения.
Чтобы выявить отношение разных групп населения к здоровому образу жизни, на протяжении ноября 2016 года в учреждении было проведено анонимное анкетирование «Здоровый образ жизни». Данная анкета составлена Масель Н.П. (старшая медсестра отделения пульмонологии) для определения осведомленности о здоровом образе жизни пациентов пульмонологического отделения УЗ ГКБ № 2.
В анкетировании приняли участие 100 человек в возрасте от 20–68 лет, 68 % женщин и 32 % мужчин. Пациенты поступали с жалобами на кашель, температуру, отдышку. Основные диагнозы: пневмония.
В таблице 1 приведена сводная статистика по ответам респондентов женского пола.
Таблица 1 – Ответы лиц женского пола на вопросы анкеты «Здоровый образ жизни»
Вопрос анкеты |
Да % |
Нет % |
Иной вариант/ Затрудняюсь ответить % |
Интересуетесь ли Вы вопросами здорового образа жизни? |
70 |
30 |
0 |
Следуете ли Вы с основным принципам здорового образа жизни? |
80 |
10 |
10 |
Курите ли Вы? |
30 |
70 |
– |
Считаете ли Вы свое питание сбалансированным и полноценным? |
65 |
30 |
5 |
Достаточно ли у Вас физических нагрузок в течение дня? |
26 |
70 |
4 |
Были ли у Вас проблемы со сном? |
47 |
40 |
13 |
Были ли у Вас подъемы артериального давления? |
75 |
25 |
0 |
Замечали ли Вы, что психологический настрой влияет на течение заболевания? |
13 |
28 |
59 |
Удовлетворены ли Вы состоянием своего здоровья и качеством жизни? |
12 |
61 |
27 |
Как видно из таблицы 1, 70 % женщин знают основные принципы здорового образа жизни, 80 % из них стараются их придерживаться. Более половины респондентов стараются правильно питаться, что говорит о том, что женщины ответственно относятся к своему здоровью. Но из других ответов видно, что, несмотря на это, имеются вредные привычки, проблемы со здоровьем. Следовательно, просветительской и лечебной работы со стороны государства недостаточно; необходимо, чтобы женщины заботились о своем здоровье.
В таблице 2 приведена сводная статистика по ответам респондентов мужского пола.
Таблица 2 – Ответы лиц мужского пола на вопросы анкеты «Здоровый образ жизни»
Вопрос анкеты |
Да % |
Нет % |
Иной вариант / Затрудняюсь ответить % |
Интересуетесь ли Вы вопросами здорового образа жизни? |
17 |
78 |
5 |
Следуете ли Вы основным принципам здорового образа жизни? |
20 |
60 |
20 |
Курите ли Вы? |
85 |
15 |
– |
Считаете ли Вы свое питание сбалансированным и полноценным? |
12 |
50 |
38 |
Достаточно ли у Вас физических нагрузок в течение дня? |
47 |
40 |
13 |
Были ли у Вас проблемы со сном? |
12 |
68 |
20 |
Были ли у Вас подъемы артериального давления? |
64 |
15 |
21 |
Замечали ли Вы, что психологический настрой влияет на течение заболевания? |
14 |
63 |
23 |
Удовлетворены ли Вы состоянием своего здоровья и качеством жизни? |
32 |
60 |
8 |
Как видно из таблицы 2, мужчины почти не придают значение своему здоровью и не всегда отмечают у себя наличие того или иного заболевания, что в дальнейшем усложняет диагностику и лечение, повышает риск перехода из острого заболевания в хроническое.
У населения имеются хронические заболевания, об этом свидетельствуют подъем артериального давления, нарушение сна и наличие вредных привычек. Из результатов опроса видно, что женщины более чувствительны к своему здоровью и чаще мужчин стремятся к здоровому образу жизни. Актуальной является проблема курения для женщин и мужчин. 30 % женщин и 85 % мужчин курят, при этом среднее количество сигарет в день составляет 5-15 и 20-40 соответственно. Это говорит о том, что на данный момент население не осознает полного вреда курения. Из 100 человек, ответивших на вопросы анкеты, 1 женщина и 2 мужчины употребляют алкоголь ежедневно, а оставшиеся употребляют алкоголь только по особым случаем, что говорит о снижении алкоголизации населения и осознанности вреда алкоголя.
На вопрос: «что является препятствием к здоровому образу жизни?» более 60 % респондентов ответили, что отсутствие времени. Основываясь на результатах исследования, мы разработали рекомендации по профилактике здорового образа жизни.
В Республике Беларусь ведется активная государственная политика в области здравоохранения. Целью, которой является укрепление здоровья населения и профилактика заболеваний. Неотъемлемой частью профилактики заболеваний является проведение единых дней здоровья по всей республике.
Единые дни здоровья проводятся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 декабря 2009 г. № 1160 «Об информационной работе с населением» [4]. Календарь проведения единых дней здоровья устанавливается Министерством Здравоохранения РБ и, как правило, не видоизменяется.
Для проведения дня здоровья подготавливается информация соответствующая теме(реферат ,сообщение), готовятся примерные вопросы для беседы и непосредственно в нужный день проводится информирование пациентов по данной теме[3].В ходе беседы пациентов информируют о причинах болезни, эпидемиологической ситуации по данному заболеванию, профилактике и необходимости лечения, а также организациях, куда с данной проблемой можно обратиться. Представление о здоровом образе жизни и его влиянии на сохранение здоровья населения Республики Беларусь формируется и в процессе проведения лекториев.
Также в эти дни на базе лечебных учреждений проходят бесплатные консультации узких специалистов по выявлению той или иной патологии.
Для повышения отклика на предлагаемые методы и схемы терапии; мотивации на соответствующее изменение поведения и обучения больных навыкам, необходимым при оптимизации процесса лечения, вовлечение пациентов в здоровый образ жизни, в качестве групповой терапии в больнице функционируют три «Школы здоровья». По материалам, разработанными врачами больницы, читаются лекции среди пациентов по профилактике заболеваний и раннему выявлению социально значимой патологии [25].
Цели создания «Школ здоровья»:
- повышение информированности населения о состоянии здоровья;
- стимулирование заинтересованности каждого человека в состоянии своего здоровья;
- важность своевременного обращения за медицинской помощью для эффективного сотрудничества с врачом по вопросам выявления заболевания;
- проведение незамедлительных мероприятий по предупреждению развития опасных осложнений.
В «Школе гипертоника» рассматриваются следующие темы:
Что такое артериальное давление, артериальная гипертония? Воздействие АД на организм. Осложнения артериальной гипертензии: гипертонический криз, транзиторная ишемическая атака.
Аппараты для измерения АД в домашних условиях. Как вести дневник пациента?
Факторы риска развития артериальной гипертензии. Роль АД в развитии мозгового инсульта и инфаркта миокарда. Профилактика резкого повышения АД в метео дни.
Атеросклероз. Гиперхолестеринемия. Профилактика и лечение нарушений липидного обмена. Что такое «Здоровое питание»? Как рассчитать свои энергозатраты? Калорийность продуктов, изменения в диете при артериальной гипертонии. Диета при повышенном холестерине. Двигательная активность при артериальной гипертензии.
Курение и здоровье. Стресс и здоровье.
График занятий: вторник, среда, четверг – 13.00.
Место проведения – кардиологическое отделение, 2 этаж (холл).
Руководитель – врач – кардиолог Сковорода Тамара Сергеевна.
Для людей пожилого возраста организована «Школа здоровья «Третьего возраста». В ней в процессе бесед и консультаций рассматриваются темы:
Актуальные вопросы геронтологии и гериатрии. Функциональные изменения организма. Особенности питания лиц пожилого возраста. Наиболее часто встречающиеся заболевания желудочно-кишечного тракта. Инфекции нижних дыхательных путей.
Заболевания сердечно – сосудистой системы и крови в пожилом возрасте. Стресс и пенсионный возраст. Влияние психики на сердечно - сосудистые заболевания. Проблемы неврологических заболеваний в пожилом возрасте.
Специфика заболеваний мочеполовой и костно-мышечной систем в пожилом и старческом возрасте. Вопросы профилактики и лечения, питания. Реабилитационные мероприятия.
Фитотерапия. Правила заготовки трав и приготовления лекарственных сборов. Принципы здорового образа жизни. Физическая активность лиц пожилого возраста.
Лекции проходят в столовой 4 этажа терапевтического отделения с понедельника по пятницу с 11.00 до 12.00. Ответственная за проведение занятий – Ревина Наталия Владимировна.
В «Астма – школа» рассматриваются следующие темы:
Что такое бронхиальная астма? Физиологические особенности бронхиальной астмы.
Внутренние факторы: генетическая предрасположенность, атопия, гиперреактивность дыхательных путей, пол, расовая этническая принадлежность.
Внешние факторы: домашняя аллергия (домашняя пыль, аллергены животных и тараканов, грибы), внешние аллергены (пыльца, грибы), профессиональные cенсибилизаторы, курение, воздушные поллютанты, респираторные инфекции, паразитарные инфекции, гигиенические факторы, социально–экономический статус, число членов семьи, диета и лекарства, ожирение.
Симптомы бронхиальной астмы. Принципы лечения (бронхолитики, базисная терапия–глюкокортикостероиды, отхаркивающие средства). Небулайзерная терапия.
Показания к госпитализации в стационар.
График занятий: четверг – 13.00.
Место проведения – пульмонологическое отделение, 7 этаж.
Руководитель – врач-пульмонолог Щекало Оксана Евгеньевна [5].
Список литературы
- Бахтин, Ю.К. Здоровье, его компоненты и образующие факторы / Ю.К. Бахтин. – СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2011.
- Информационная работа с семьёй – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.junior.by/69-prikaz-minzdrava-rb-ob-informacionnoj-rabote-s-naseleniem.html. – Дата доступа: 10.01.2016.
- Единые дни здоровья УЗ ГКБ№2 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gkb2.grodno.by/health/ed/ – Дата доступа:02.12.2015.
- Государственная политика РБ – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/activities/Plan_raboty/plan_EDZ. – Дата доступа: 15.01.2016.
- Школы здоровья УЗ ГКБ№ 2 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gkb2.grodno.by/health/shool/ – Дата доступа: 02.12.2015.