^ Вверх

УДК 376.

Белайц Е.С.

 

студентка 4 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель –  Крюковская Н.В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук)

 

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И УМЕНИЙ ПЕРЕДАВАТЬ ЕЕ В РИСУНКЕ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

Аннотация. В статье анализируются методы совершенствования познавательных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью. Выявляются возможности использования современных компьютерных технологий для решения данной задачи.

 

В чувственном познании учащихся с интеллектуальной недостаточностью обнаружены существенные недостатки. К ним относятся замедленность процессов восприятия, слабость анализа и синтеза при узнавании предметов и их пространственных отношений, узость, неполнота, недостаточная дифференцированность и осмысленность восприятия как реальных объектов, так и их изображений [3].

Специфика восприятия учащихся с интеллектуальной недостаточностью отчетливо проявляется в изобразительной деятельности и, прежде всего,  как в восприятии формы, так и в передаче формы как ведущего признака изображаемого предмета. Это подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных ученых О. П. Гаврилушкиной [2], Т. Н. Головиной [3], В. С. Мухиной[4]  и других.

Рисунки учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью характеризуются элементарностью и чрезмерной упрощенностью, что в целом можно квалифицировать как «замедленный схематизм»: грубое искажение формы и пропорций, фрагментарность и излишняя геометризация, значительное количество нелепостей, «прилипчивость» к одному роду действий (моторные персеверации) [1].

Цель статьи – представить результаты формирования представлений о форме предметов и умений передавать ее в рисунке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во II классе.

Экспериментальное исследование по изучению представлений о форме предметов и умений передавать ее в рисунке было проведено на базе ГУО «Вспомогательная школа № 1 г. Гродно». Всего в исследовании приняло участие 6 учащихся II класса. Экспериментальное исследование по изучению сформированности представлений о форме и умений ее передачи учащимися с интеллектуальной недостаточностью показало, что представления о форме предметов и умения передавать ее в рисунке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в основном находятся на низком уровне сформированности и уровне сформированности ниже среднего (рисунок)..

Рисунок – Уровень сформированности представлений о форме предметов и умения передавать ее в рисунке во II классе у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

На основе теоретического анализа литературы и анализа результатов экспериментального исследования уровней сформированности представлений о форме и умений передавать ее в рисунке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью была разработана методика формирующего эксперимента.

Задачи разработанной методики:

  • формировать представления о геометрических фигурах и формах предметов;
  • формировать умения правильно изображать геометрические фигуры и предметы, состоящие из одной или нескольких форм в рисунке;
  • корректировать имеющиеся нарушения психических функций на основе уточнения и обогащения социального опыта;
  • формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к изобразительному искусству;
  • развивать моторику и зрительно-моторную координацию на основе многократных повторений графических действий.

Методика формирования представлений о форме и умений их передачи в рисунке учащимися II класса с интеллектуальной недостаточностью включала в себя три этапа:

Диагностико-аналитический этап направлен на выявление состояния и уровня сформированности представлений у учащихся.

Содержательно-процессуальный этап направлен на определение содержания процесса формирования представлений о форме и умений ее передавать в рисунке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во II классе на уроках «Изобразительное искусство». Также на данном этапе осуществлялся подбор методов, средств, практический заданий, а также включение учащихся в процесс обучения.

Теоретической основой методики формирования представлений о форме и умений ее передавать в рисунке являлось представление о системности психической деятельности (Л. С. Выготский [5], С. Л. Рубинштейн [6] и др.). Восприятие является начальным этапом развития психической деятельности, создавая основу для формирования остальных психических функций и взаимодействия с предметами окружающего мира и взрослыми. Однако его совершенствование и дальнейшее развитие возможно при взаимодействии с другими психическими функциями, такими как память, мышление, речь, внимание. Подключение перечисленных психических функций позволяет сделать процесс восприятия произвольным и управляемым в зависимости от выполняемой задачи.

Применение методики формирования представлений о форме и умений ее передачи в рисунке для учащихся с интеллектуальной недостаточностью во II классе на уроках «Изобразительное искусство» осуществлялось на основе использования:

  • разработанной компьютерной игры «В стране фигур»;
  • рабочей тетради;
  • практических упражнений, которые использовались для формирования представлений о форме предметов и умений ее передачи в рисунке;
  • конспектов уроков по предмету «Изобразительное искусство».

Компьютерная игра «В стране геометрических фигур» разработана с помощью программы Microsoft Office PowerPoint. Данная игра позволяет закреплять представления учащихся о геометрических фигурах, форме предметов; формирует умения сопоставлять геометрические формы с формами предметов; совершенствует умение называть формы предмета; развивает в целом зрительное восприятие. Игра включает в себя такие задания, как «Собери нужную фигуру в корзину», « Найди лишнюю фигуру», «Определи геометрический состав предмета», «Подбери к фигуре предмет по форме», «Подбери к предмету фигуру по форме», «Найди корзинку, в которой предметы определенной формы», «Собери пазл и определи форму».

Данная компьютерная игра применялась на уроках изобразительного искусства. Игра применялась в начале урока и использовалась фронтально; сопровождалась обязательной помощью со стороны педагога. Одним из условием эффективности применения игры был обязательный словесный отчет всех учащихся о выполнении каждого задания. На уроках с применением данной игры задания использовались многократно. Применение игры на уроке занимало до 7 минут.

Для формирования умений передавать форму в рисунке была разработана рабочая тетрадь, которая использовалась на разных этапах уроках, предполагала возможность реализации индивидуального подхода. Рабочая тетрадь включает в себя такие задания, как «Найди нужную фигуру и закрась нужным цветом», «Рисуй по точкам», «Дорисуй нужные детали», «Соедини фигуры и разукрась нужным цветом», «Нарисуй предметы по точкам и назови их форму», «Нарисуй по образцу и разукрась», «Нарисуй недостающую фигуру и разукрась», «Нарисуй из предложенных фигур» и т.д.

Использование компьютерной игры и рабочей тетради обеспечивает формирование всех компонентов деятельности: мотивационного, операционного и контрольного (таблица 1).

 

Таблица 1 – Коррекционная направленность компьютерной развивающей игры и рабочей тетради

 

Компоненты деятельности

Коррекционная направленность компьютерной игры «В стране фигур»  и рабочей тетради

Мотивационный компонент

  • информация на экране компьютера в игровой форме вызывает интерес у учащихся;
  • внимание учащихся привлекает анимация, движение, звук;
  • учащиеся стремятся самостоятельно преодолеть трудности в заданиях игры;
  • поощрение учащихся  помощью анимации и звукового сопровождения;
  • игра не ругает ученика за допущенные ошибки, а предлагает подумать еще раз над предложенным заданием;
  • за работу в индивидуальной рабочей тетради педагог также не ругает ребенка за допущенные ошибки.

Операционный компонент

  • учащиеся понимают задание, осознают цель и средства ее достижения в процессе игровых действий и в процессе выполнения упражнений в рабочей тетради;
  • в процессе выполнения заданий игры учащиеся правильно используют свои знания и умения;
  • в процессе выполнения упражнений учащиеся используют умения передавать форму в рисунке;
  • в процессе игры и при работе с рабочей тетрадью учащиеся сами выбирают свой темп;
  • умения, которые не были сформированы у учащихся, находившиеся в зоне ближайшего развития, успешно формируются в процессе выполнения игровых действий и в процессе выполнения упражнений в рабочей тетради.

Контрольный компонент

  • в процессе игры тренируется память и внимание, активнее пополняется словарный запас при анализе выполненных заданий;
  • выполнение упражнений в тетради способствуют развитию творческого мышления и воображения;
  • в процессе игры воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
  • в процессе работы с рабочей тетрадью воспитывается усидчивость, самостоятельность.

 

Игры, практические упражнения, которые применялись на уроке, были направлены на формирование адекватного восприятия форм предметов, умения группировать предметы по форме, соотносить их контур с геометрическими фигурами.

Контрольно-оценочный этап методики направлен на определение уровня сформированности представлений о форме и умений ее передачи на основе использования разработанной методики.

Таким образом, методика была разработана с учетом особенностей сформированности представлений о форме и умений ее передачи у учащихся  с интеллектуальной недостаточностью. Использование данной методики повышает эффективность решения образовательных, коррекционных и воспитательных задач урока.

 

Список литературы

  1. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Грошенков. – М. : Академия, 2002. – 208 с.
  2. Гаврилушкина, О. П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста / О. П. Гаврилушкина. – М. : Просвещение, – 117 с.
  3. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. – М. : Просвещение, 1974. – 119 с.
  4. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. – М. : Педагогика, 1981. – 240 с.
  5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т. 4: Детская психология /
  6. Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с.
  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Питер, 2009. – 592 с.