^ Вверх

УДК 376-0.56.264 : 373.2.015.31

 

Ганнуцина Е.Д.

 

студентка 1 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Крюковская Н.В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук)

 

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития речи у детей в дошкольном возрасте. Выявляются пути и методы коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование оптимального словарного запаса у детей в данном возрасте.

 

Одной из значимых проблем дошкольного возраста является развитие речи. Ребенок в этом возрасте должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, познавать окружающий мир, а в последующем успешно обучаться в школе.

В последние годы возрастает число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Наличие данного нарушения затрудняет процесс социализации ребенка в целом, лишая его полноценного взаимодействия с предметным миром, общение с окружающими людьми. Особые затруднения ребенок с общим недоразвитием речи начинает испытывать при переходе к школьному обучению. Это связано с низким запасом знаний об окружающем мире, несформированностью произвольности психических процессов, трудностями формирования планирующей и регулирующей функции речи. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т. А. Ткаченко [7], Т. Б. Филичева [1], Г. В. Чиркина [8] и др.), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Н. С. Жукова [1] и др.), существенно замедляется развитие игровой деятельности (Л. Г. Соловьева [6], Т. А. Ткаченкo [7] и др.), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развитие.

Одной из сторон речи, приводящей к трудностям общего психического развития ребенка, является лексическая сторона, или словарный запас ребенка. Малый словарный запас ребенка с общим недоразвитием речи создает неполноценную основу для формирования у него готовности к школьному обучению и формирования системы знаний об окружающем мире.

Цель данной статьи – рассмотреть особенности коррекционно-педагогической работы по формированию словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте.

Словарный запас – это совокупность слов, обозначающих предметы, явления, действия и признаки, совокупность окружающей действительности, которые понимает и использует в своей речи человек. Словарный запас подразделяется на активный и пассивный. В пассивный словарный запас включены все известные человеку слова, те слова, смысл которых ему знаком, но которые не используются им в речи. Активный словарный запас предоставляет собой совокупность слов, которыми человек постоянно пользуется в процессе взаимодействия с окружающими людьми (в устной и письменной речи). Объем пассивного словарного запаса обычно превышает объем активного словарного запаса. При этом для них характерна динамичность. Человек постоянно узнает и запоминает новые слова, начинает активно использовать их в своей речи; при этом другие слова он забывает и перестает ими пользоваться.

Речь в своем развитии тесно связана с мышлением. Их взаимосвязь можно проанализировать с опорой на значение слова. Слово, обозначающее предметы, включает в себя совокупность признаков предмета или группы предметов. Поэтому слово – это обобщение. Но обобщение возможно только при подключении к этому процессу мышления. Поэтому значение слова относится и к мышлению, и к речи. Следовательно, для развития лексической стороны речи необходимо одновременное полноценное развитие мышления.

Многие авторы (В. А. Ковшиков [2], Е. Ф. Соботович [5], Ю. А. Элькин [2] и др.) обращали внимание на выраженную диспропорцию в развитии вербального и невербального мышления у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте. Показатели вербального интеллекта у таких детей характеризуются более низкими значениями по сравнению с невербальным интеллектом. Сформированность данных видов мышления у разных детей также характеризуется различиями. О. В. Преснова [4] отмечает неравномерность развития операций словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, трудности использования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстракции, конкретизации при относительной сформированности операции классификации. Исследования Е. Ф. Соботович [5] свидетельствуют о том, что развитие невербального интеллекта у детей с общим недоразвитием речи характеризуется неравномерностью. Некоторые мыслительные операции (обобщения, анализ, синтез и т.д.) могут находиться в диапазоне нормы или задерживаться в своем развитии на 1–2 года.

В. В. Юртайкин и Л. Н. Ефименкова (1981) отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи затруднено усвоение действий наглядно-образного и логического мышления. Причину этого авторы видят в несформированности знаково-символической деятельности, которая позволяет ребенку оторваться от конкретного действия с предметом и создает определенные возможности для решения мыслительных задач не методом проб и ошибок, а в плане представления. Использование символов-заместителей и знаков-заместителей позволяет ребенку осуществить предварительную ориентировку в ситуации еще до начала исполнения действия. Важнейшим типом указанных заместителей являются речевые знаки. При нарушении образования системы речевых знаков и правил их взаимодействия у детей с общим недоразвитием речи речь не вовлекается в процесс осуществления мыслительной деятельности, затрудняя умственное развитие ребенка [10].

Несформированность мышления у детей с общим недоразвитием речи еще больше затрудняет формирование речи, приводя, в частности, к нарушению лексической стороны речи. Особенности словарного запаса при этом проявляются в его ограниченности, расхождении между пассивным и активным словарным запасом, трудностях активизации словаря, сложностях усвоения слов обобщенного, отвлеченного значения, неточном употреблении слов, наличии вербальных парафазий [3].

Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Кроме этого у детей с общим недоразвитием речи отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Организация семантических полей у детей имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

  • ассоциации у детей с общим недоразвитием речи в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер;
  • наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с общим недоразвитием речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация;
  • наличие малого объема семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии. Отношения противопоставления, родовидовые отношения встречаются редко. В то же время у детей с нормальным речевым развитием отношения противопоставления к 7 годам составляют большинство всех парадигматических ассоциаций [3].

Рассмотрев показатели развития мышления и развитие лексической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно говорить о трудностях усвоения детьми данной категории значения слов, что требует проведения целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Для формирования словарного запаса детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте могут быть использованы следующие методы:

  • наглядные методы, в качестве которых используются наблюдение и демонстрация наглядных пособий;
  • практические методы, ведущим среди которых является упражнение. При использовании практических методов большое значение приобретают игровые методы и приемы, которые вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче;
  • словесные методы (беседа и чтение текстов), которые активно сочетаются с наглядными и практическими.

Для развития и обогащения словарного запаса детей используются коррекционно-развивающие игры и упражнения, включающие иллюстративно-графический и игровой материал:

  • предметные картинки с изображением различных признаков предметов (цвет, форма, величина);
  • сюжетные картинки с изображением действий;
  • коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру,
  • по составным частям, по фактуре (на ощупь);
  • муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико – тематическим циклам;
  • картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования;
  • различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы) и т. д.
  • технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т. д.).

Для успешной работы по формированию словарного запаса упражнения и задания могут быть использованы на занятиях воспитателя, на занятиях учителя-логопеда, в ходе режимных моментов детей (например, на прогулке можно проводить множество игр на развитие словаря). Необходимо также привлекать к сотрудничеству родителей, так как доказано, что успех коррекционной работы во многом определяется в согласованной целенаправленной работе логопеда, воспитателей и родителей.

Подбор игр и упражнений осуществляется с нарастающей сложностью, так как игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, через нее он познает окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.  

Таким образом, основное внимание при организации коррекционной работы по формированию словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи должно быть направлено на количественное накопление словаря, необходимого для полноценного общения. Также важными направлениями коррекционной работы являются ознакомление учащихся с различными способами словообразования, формирование механизмов словоупотребления, привлечение внимания к звуковой стороне речи и морфемному составу слова. Помимо этого, необходимо уделять большое внимание не только обогащению словарного запаса, но и уточнению, систематизации ранее усвоенных ребенком слов. Формирование словарного запаса у детей требует специальной системы лексических упражнений, определенной последовательности в работе.

 

Список литературы

  1. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1990. – 317 с.
  2. Ковшиков, В. А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной («моторной») алалией / В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин // Дефектология. – 1980. – №2. – С. 14–21.
  3. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
  4. Преснова, О. В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., Воронеж, 2001. – С. 104–111.
  5. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): учеб. пособие для студентов / Е. Ф. Соботович. – М. : Классике Стиль, 2003. – 160 с.
  6. Соловьева, Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л. Г. Соловьева // Дефектлогия. – 2007. – №4. – С. 37–45.
  7. Ткаченко, Т. А. Учим говорит правильно : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 52 с.
  8. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми / Г. В. Чиркина ; под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2003. – С. 25–43.
  9. Юртайкин, В. В. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группах дошкольников с общим недоразвитием речи / В. В. Юртайкин, Л. Н. Ефименкова // Дефектология. – 1981. – №1. – С. 74–80.