^ Вверх

УДК 37.037

Бояревич В.В.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Крюковская Н.В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук)

 

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЕ В 1 КЛАССЕ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Аннотация. В статье анализируется проблема культурно-гигиенического воспитания учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Выявляются методы повышения уровня культуры в вопросах гигиены у данных детей.

 

Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Проблемами воспитания культурно- гигиенических навыков детей занимались многие педагоги и психологи такие, как Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, Л. М. Шипицына, А. Р. Малер, М. С. Маслов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники школьных учреждений, взяли за основу воспитание культурно-гигиенических навыков.

Воспитание у учащихся навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения учащимися необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Актуальность проблемы развития культурно-гигиенических навыков детей школьного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме обучения и воспитания [5].

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми [2]. Многие навыки прививаются с трудом, и требуется немало усилий и терпения от родителей и педагогов, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно [3]. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, учащийся осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле [4]. Большое значение имеет личный пример взрослых, которым дети доверяют и охотно подражают. Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, которые должны перейти в стойкие привычки.

Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности при усвоении культурно-гигиенических умений и их использовании в повседневной жизнедеятельности. Труднее у учащихся формируются умения, требующие точных движений различных групп мышц. Дети не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Кроме этого, учащиеся с тяжелыми нарушениями речи на момент поступления в школу неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной и фронтальной оси, но не ориентируются в правой и левой частях тела [1].

Цель статьи – проанализировать методы формирования представлений о личной гигиене у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В процессе повседневной работы с учащимися с тяжёлыми нарушениями речи необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Для реализации поставленной цели нами было проведено экспериментальное исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в I классе у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в 1 классе у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

В ходе обследования использовался метод беседы, который был направлен на выявление уровня сформированности ориентировки в схеме собственного тела, тела соседа; называть предметы, находящиеся справа, слева. По результатам беседы отмечается, что у 100 % учащихся сформировано умение показывать и называть правую и левую части своего тела. Только у 40 %  не сформирован навык ориентировки в схеме тела соседа. У 80 % учеников сформировано умение называть и показывать предметы, находящиеся справа либо слева по отношению к собственному телу. 

Для выявление уровня сформированности представлений о строении собственного тела была использована методика «Части тела». В ходе подведения результатов выяснилось, что у  100 % учеников сформировано умение называть и показывать свои части тела, а так же сформировано умение называть предметы, находящиеся справа либо слева по отношению к собственному телу. 

Диагностическое задание «Предметы гигиены», направленное на выявление уровня сформированности представлений о назначении предметов гигиены и действиях с ним, показало, что не у всех детей сформировано представлений о назначении предметов гигиены и действиях с ними. Выявлено, что не все учащиеся пользуются мылом при мытье рук, не все вытирают руки полотенцем. Некоторые учащиеся забывают про стрижку ногтей.

У учащихся сформирован навык ухода за полостью рта. Они знают, что два раза в день необходимо чистить зубы, что у каждого должна быть личная зубная щётка и индивидуальный стакан, для того, чтобы ополоснуть полость рта водой.

Для выявления уровня сформированности последовательности  выполнения действий личной гигиены, было проведено диагностическое задание «Последовательность событий». Анализ результатов показал, что у всех учащихся сформирована  правильная последовательность при чистке зубов. Все ученики продемонстрировали, как и в какой последовательности они чистят зубы. Рассказали, как необходимо хранить зубную щётку и обрабатывать ее.

На основе полученных данных мы можем сказать о том, что у всех детей экспериментальной группы (5 испытуемых) высокий уровень сформинованности культурно-гигиенических навыков. У детей с высоким уровнем отмечается сформированность следующих умений: ориентировка в схеме собственного тела, тела соседа; называть предметы, находящиеся справа, слева; умение называть и показывать свои части тела, а так же умение называть предметы, находящиеся справа либо слева по отношению к собственному телу; навык ухода за полостью рта; навык последовательности  выполнения действий личной гигиены. Если все на высоком уровне, то зачем организовывать коррекцию?

В тоге подытоженных результатов мы выявили, что сформированность культурно-гигиенических навыков в 1 классе у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи находиться на высоком уровне у всех учащихся.

В процессе повседневной работы с учащимися с тяжёлыми нарушениями речи необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

 

Список литературы

  1. Дьяченко, В. Г. Охрана здоровья матери и ребёнка в условиях соиально-экономических реформ / В. Г Дьяченко, В. О. Щепин, Н. А. Капитоненко. – Владивосток : Дальпресс, 2000. – 309 с.
  2. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей / Е. Ю. Конина. Игровой комплект.- М. :Айрис-пресс, 2007. – 12 с.
  3. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  4. Ткаченко, Т. А. В первый класс без дефектов речи / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Изд-во Детство-Пресс, 1999. − 112 с.
  5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский. – М., 1997. −96 с.
  6. Граборов . А. Н. Основы олигофренопедагогики/ Авторы-составители В. Г. Петрова, Т. В. Швырева.- М., 2005.
  7. Шипицына Л. М. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. –– СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – 254 с.
  8. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие [Текст] / А. Р. Малер, – М.: АРКТИ, 2000. – 124 с.: ил. – (Методическая библиотека). – Библиогр.: с. 122.
  9. Маслов М. С.Детские болезни : Учебник для студентов педиатр. фак-тов. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.:Медгиз, 1946. — 552 с. — 80 000 экз.