^ Вверх

УДК 37.037.

Песоцкая А.М.

 

студентка 4 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Вильчинская Л.П., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат медицинских наук, доцент)

 

ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В III КЛАССЕ У УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

 

Аннотация. В статье изучаются проблемы формирования монологической речи у учащихся с общим недоразвитием речи. Выявляются возможности использования сюжетных картинок в качестве метода повышения уровня сформированности речи у данных детей.

 

Вопросы формирования монологической формы связной речи у младших школьников с нарушениями речевого развития остаются недостаточно изученной актуальной проблемой. В частности, отсутствует методическая система обучения монологической речи и развития структуры связного высказывания у младших школьников, страдающих дисграфией [1,c. 126]. Монолог, монологическая речь (от моно… и греч. lуgos – слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монологической является научная, деловая, во многом публицистическая речь. Однако чаще термин монолог применяют к художественной речи[2].

Для определения сформированности монологической речи у учащихся III класса был проведен констатирующий эксперимент на базе ГУО «Средняя школа № 2 г. Гродно», в ходе которого приняли участие 6 учащихся нормой речевого развития, и 6 учащихся с дисграфией, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Для проведения эксперимента нами была использована методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у учащихся, разработанная Т. А. Фотековой. Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития нормально развивающегося ребенка и ребенка, имеющего речевое нарушение.

В процессе обследования монологической речи (умения пересказывать текст и составлять рассказ по серии сюжетных картинок) учащимся III классов, имеющим дисграфию, обусловленную общим недоразвитием речи, предлагалось выполнить 2 задания (пересказать рассказ, составить рассказ по серии сюжетных картин), после чего данные анализировались по следующим критериям: мотивация; самостоятельность; лексико-грамматическая оформленность; смысловая целостность.

Анализ полученных результатов нормально развивающихся учащихся III класса ГУО «Средняя школа № 2 г. Гродно» показал, что развитие монологической речи 4 из 6 учащихся находится на среднем уровне, а у 2 из 6 детей уровень развития монологической речи был высок.

Анализ полученных результатов учащихся III класса, имеющих дисграфию, обусловленную нерезко выраженным общим недоразвитием речи, ГУО «Средняя школа № 2 г. Гродно» показал, что развитие монологической речи 5 из 6 учащихся находится на уровне ниже среднего, и только у 1 из 6 детей уровень развития монологической речи был средним.

Таким образом, в процессе обследования монологической речи у учащихся III класса с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи было замечено, что дети испытывают затруднения в овладении связной устной речью, связанные с неустойчивостью и не полноценность мотивации и высших психических функций. Рассказы и пересказы учащихся отличались краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а использованные лексические единицы не соответствовали возрастным нормам.

Полученные данные доказывают необходимость поиска более эффективных форм коррекционной работы в развитии связной монологической речи у учащихся с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи. Для этого необходимо использовать различные методы и приемы обучения пересказам на уроках по различным предметам, на коррекционно-развивающих занятиях и в домашних условиях.

Проведенное экспериментальное исследование по изучению особенностей монологической речи учащихся III класса с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи, анализ психолого-педагогической литературы определило основные особенности, которые присущи младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью при пересказе сказок и обосновало необходимость разработки содержании конспектов по формированию монологической речи учащихся III класса с нарушениями письменной речи посредством серии сюжетных картин на коррекционно-развивающем занятии с использование интерактивной доски.

Формирующий эксперимент по формированию монологической речи учащихся III класса с нарушениями письменной речи был организован на базе ГУО «Средняя школа № 2 г. Гродно» в III классе. Основное средство формирования монологической речи учащихся III класса с нарушениями письменной речи – словесный метод, а именно беседа серии сюжетных картин. Формирующий эксперимент проводился во внеурочное время на коррекционно-развивающих занятиях.

Рассказывание по серии сюжетных картин – эффективный вид работы по формированию связной устной речи. Оно исключает этап составления плана рассказа, так как порядок чередования картинок определяет последовательность изложения, что позволяет сэкономить время и опросить большее количество детей.

Использование серий сюжетных картин, объединенных общим сюжетом, способствует формированию у детей умений развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи между событиями, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Для формирования монологической речи нами были разработаны конспекты занятий для учащихся III классов с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи, ГУО «Средняя школа № 2 г. Гродно».

Содержание конспектов по формированию монологической речи учащихся III класса с нарушениями письменной речи посредством серии сюжетных картин на занятии с использованием интерактивной доски направлено на овладение навыками установления причинно-следственных связей и составления повествовательных рассказов.

В соответствии с гигиеническими требованиями длительность работы с интерактивной доской для учащихся младшего школьного возраста не должна превышать 20 минут.

При организации коррекционно-развивающих занятий предлагаются следующие упражнения: «Определи последовательность картин», «Подбери подходящие слова-действия», «Собери развалившиеся слова», «Придумай название к рассказу», «Подбери схему к слову».

Использование интерактивной доски на занятиях учителя-дефектолога позволяет:

– повысить качество обучения детей с нарушениями речи за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности;

– предоставлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;

– развивать психологическую базу речи: восприятие, внимание, мышление за счет повышения уровня наглядности;

– раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности.

Для проверки эффективности использования разработанных конспектов на коррекционно-развивающих занятиях, в учащимся III класса ГУО «Средняя школа № 2 г. Гродно» было предложено составить рассказ по серии сюжетных картин и пересказать текст (материалы представлены в рамках констатирующего эксперимента).

При анализе рассказа и пересказа текста учитываются критерии и уровни развития монологической речи, представленные в 1 параграфе 2 главы.

Проанализировав результаты констатирующего и контрольного эксперимента по изучению уровня сформированности монологической речи учащихся III класса с нарушениями письменной речи, было отмечено изменение данных (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3. – Уровни развития монологической речи учащихся III класса с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием до и после проведения формирующего эксперимента

 

Все учащиеся III класса с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи, вышли на средний уровень развития монологической речи, то есть средний уровень в экспериментальной группе составил 100%.

Учащиеся последовательно излагали свои мысли. У них отмечался интерес к творческой деятельности. Понимали предложенные задания, выполняли их самостоятельно. В случае возникновения трудностей преодолевали их без помощи взрослого. Учащиеся в логической последовательности излагали содержание текста. При составлении рассказов дети использовали большое количество прилагательных, союзов, местоимений. Отсутствовали неправильные слова. Заметно уменьшилось количество аграмматизмов. Учащиеся запомнили название текста. В целом рассказы были полными. Также за время исследования школьники научились пользоваться маркерами, строить геометрические фигуры на интерактивной доске, модифицировать их, выстраивать сюжетные картины в логической последовательности, перетаскивая их и соединяя стрелками, вставлять текст и его обрабатывать.

 

Список литературы

  1. Адашкевич, И. В. Развитие устной монологической речи : учеб.-метод. пособие / И. В. Адашкевич. – Минск : БГМУ, 2015. – 328 с.
  2. Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю. О. Бронникова // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 4–44.