^ Вверх

УДК 37.037.

Добровольская О.В.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Крюковская Н.В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук)

 

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Аннотация. В статье анализируется проблема пространственных представлений у детей с недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте. Рассматриваются методы диагностики и пути коррекции пространственных представлений у данной категории детей.

 

Пространственные представления отражают восприятие человеком пространственных свойств и отношений: величины, формы, расположения объектов, их поступательного и вращательного движения и т.д. Они лежат в основе не только формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка, оказывают большое влияние на становление его самосознания и понимание им окружающего.

Формированию пространственных представлений уделяют большое значение. Важность сформированности пространственных представлений у детей была обозначена многими авторами: А. Р. Лурия [3], Т. А. Павлова [4], Л. Г. Парамонова [5], Н. Я. Семаго [6], М. М. Семаго [6], А. В. Семенович [7] и др.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что сенсорное развитие детей с общим недоразвитием речи значительно отстает и происходит неравномерно. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о снижении перцептивной деятельности детей данной категории. У них отмечается обедненный субъективный чувственный опыт, который не может являться полноценной основой для формирования высших психических функций, в том числе пространственных представлений [2].Подобные недостатки в развитии приводят к нарушению графической деятельности, трудностям при овладении чтением, письмом, математическими операциями и др.

Таким образом, уровень пространственных представлений напрямую влияет на уровень актуального интеллектуального развития дошкольника, является важной предпосылкой для его социальной адаптации и овладения школьными навыками [6]. В связи с этим важно выявить основные трудности, с которыми сталкиваются дошкольники с общим недоразвитием речи в процессе пространственного развития, и на основе полученных результатов разработать программу коррекционной работы с детьми.

В связи с этим цель данной статьи – изложить результаты, полученные в процессе диагностики уровня сформированности пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели нами было проведено исследование 10 дошкольников в возрасте 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Детям был предложен комплекс диагностических заданий, который направлен на выявление сформированности пространственных представлений. Комплекс заданий представлен в трех аспектах: диагностика пространственных представлений о собственном теле, диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, диагностика понимания и употребления предлогов.

Основными критериями для оценки полученных данных являлись правильность (результативность) и самостоятельность выполнения. При успешном выполнении задания, когда ребенок смог достичь результата самостоятельно и выполнил задания правильно, можно говорить, что его умение сформировано в зоне актуального развития. В том случае, если ребенок выполнил задание правильно при условии эффективного использования помощи экспериментатора, изучаемое умение рассматривалось как сформированное в зоне ближайшего развития. При невозможности выполнить задание даже с использованием помощи экспериментатора умение рассматривается как несформированное.

В рамках диагностики пространственных представлений о собственном теле изучалась сформированность следующих умений:

  • показывать части собственного тела;
  • называть части собственного тела;
  • показывать части тела человека, находящего напротив;
  • выполнять движения в заданном направлении по словесной инструкции.

Анализ результатов выполнения диагностического задания «Показ частей тела» показал, что дети с легкостью показывают части тела как на себе, так и на другом человеке. Трудности возникали лишь в некоторых случаях при назывании той или иной части тела. Однако уже при выполнении задания «Выполни движение» возникали существенные затруднения. Чаще всего они связаны с недостаточной развитостью ориентации в пространстве. Дети чаще всего знают, какой частью тела им нужно выполнить движение, но начинают путаться при уточнении право/левой ориентировки.

 В рамках диагностики пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела изучались следующие умения:

  • определять взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (спереди/сзади от тела);
  • определять взаиморасположение объектов и тела в направлении справа/слева;
  • располагать предметы в определенном пространственном расположении по отношению к собственному телу по словесной инструкции.

Для изучения перечисленных умений использовались следующие диагностические задания: «Две игрушки», «Расположи по инструкции». Анализ сформированности пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела показал, что изучаемые умения находятся на стадии формирования. Существенные трудности у детей возникали при определении взаиморасположения объектов и тела по горизонтальной оси. Предлагаемые задания выполнялись детьми при активной помощи со стороны экспериментатора, который, задавая наводящие вопросы, помогал ребенку придти к верному решению. Путем оказания обучающей и направляющей помощи некоторые дети успешно выполнили задания и по словесной инструкции.

В ходе диагностики понимания и употребления предлогов изучался уровень сформированности следующих умений:

  • понимать предлоги над, под;
  • употреблять предлоги (слова), обозначающие взаиморасположение объектов в пространстве по горизонтальной оси, исключая право-левую ориентировку (ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от (позади), между);
  • употреблять понятия слева, справа.

В процессе исследования понимания и употребления предлогов было отмечено, что умение понимать предлоги над, под находится на ранних стадиях формирования. Дети путаются в определении этих предлогов. Умение употреблять понятия слева, справа и предлоги, обозначающие взаиморасположение объектов в пространстве по горизонтальной оси, было определено как сформированное на среднем уровне. При этом дети допускали индивидуальные ошибки, не характерные для всей группы испытуемых в целом.

Исходя из полученных результатов, можно придти к выводу:

  • у 20% детей пространственные представления сформированы в зоне актуального развития;
  • у 50% детей пространственные представления сформированы в зоне ближайшего развития;
  • у 20% детей пространственные представления не сформированы.

Анализ результатов выполнения диагностических заданий позволил выделить основные особенности пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи:

  • ориентируются в схеме собственного тела и другого человека;
  • испытывают трудности в понимании и различении понятий право/лево;
  • испытывают трудности в определении взаиморасположения объектов и тела по горизонтальной оси;
  • не понимают, путают предлоги над, под;
  • имеют индивидуальные одиночные ошибки в употреблении предлогов (слов), обозначающих взаиморасположение объектов в пространстве по горизонтальной оси (ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от (позади), между);
  • характерен высокий процент успешного выполнения заданий при активной помощи со стороны взрослого.

Таким образом, данная диагностическая работа позволила получить информацию об общем уровне сформированности пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи, выявить основные трудности в использовании пространственных представлений в практической деятельности, что позволяет говорить о необходимости проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы.

 

Список литературы

  1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М. : Просвещение, 1964. – 304 с.
  2. 2. Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар : Новация, 2016. – С. 202–205.
  3. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – М. : Академ. Проект, 2000. – 512 с.
  4. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников : сб. игровых упражнений / Т. А. Павлова. – М. : Школьная пресса, 2004. – 60 с.
  5. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Лениздат; СОЮЗ, 2001. – 240 с.
  6. Семаго, Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Н. Я.Семаго // Дефектология. – 2000. – №1. – С. 25–28.
  7. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. – М. : Академия, 2002. – 232 с.