УДК 373.3:616.89-008.434.3
Иванова Т. Г.
студентка 4 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – Вильчинская Л.П., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат медицинских наук)
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ДИЗАРТРИЕЙ В I КЛАССЕ
Аннотация. В статье предложен метод моделирования при работе с учащимися с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на базе пункта коррекционно-педагогической помощи ГУО «Средняя школа № 2 г. Гродно». В соответствии с выявленными особенностями развития связной речи была разработана и апробирована система занятий, направленная на развитие умений составлять распространенных предложений по предметным и ситуационным картинкам, составлять рассказ по картине, пересказывать сказку на основе плана, составлять описательные рассказы, составлять рассказы на основе личного опыта, составлять творческие рассказы на основе схем, составленных учащимися самостоятельно. Метод моделирования стал основным средством развития связной речи в I классе у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, применяемым нами во время проведения формирующего эксперимента.
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания учащихся. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития учащегося. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения обучающихся, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Дизартрия как речевое нарушение интенсивно изучается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Большинство педагогических исследований посвящено проблемам нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи в I классе у учащихся со стертой дизартрией. Однако у учащихся со стертой дизартрией нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)), что представляет собой нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Вопросы формирования связности речи в I классе у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, изучены недостаточно и требуют дальнейшей разработки.
Метод моделирования при работе с учащимися с нерезко выраженным общим недоразвитием речи используется при планировании непосредственно образовательной деятельности по формированию различных видов речевой деятельности: при пересказе, при составлении описательного рассказа, при составлении рассказа по картине, при творческом рассказывании. При пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Данные модели могут быть предложены учителем-дефектологом или придуманы учащимися.
В связи с этим, нами было проведено исследование на базе ГУО «Средняя школа № 2 г. Гродно».
Цель исследования: разработать содержание коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи в I классе у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, на основе метода моделирования.
Задачи исследования:
– изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи в I классе у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, на основе метода моделирования;
– выявить уровни сформированности связной устной речи в I классе у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией;
– разработать конспекты коррекционных занятий по развитию связной речи в I классе у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, и наглядный материал для их проведения с использованием интерактивной доски на основе метода моделирования;
– определить условия эффективности применения метода моделирования при работе по развитию связной речи в I классе у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, и разработать рекомендации для учителей-дефектологов по повышению продуктивности работы с применением данного метода.
В ходе обследования связной речи учащихся I класса с общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, с помощью методики, предложенной В. П. Глуховым [1], нами было установлено, что развитие связной речи данной категории учащихся I класса не соответствует возрастной норме. Среди учащихся I класса с общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, преобладают учащиеся с недостаточным уровнем развития связной речи. Речевой опыт таких учащихся весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Разговорная речь у указанной категории учащихся оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Особые трудности у учащихся I класса с общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, вызывает трудности составление рассказов по серии сюжетных картин и рассказов из личного опыта, фразы, которыми они пользуются, зачастую недостаточно информативны, в речи отмечаются ошибки в выборе нужной грамматической формы слова, нарушающие связь слов в предложении, имеются нарушения нормативного порядка слов в словосочетаниях. Часто учащиеся I класса с общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, делают длительные паузы, чтобы найти нужное для построения фразы слово, что затрудняет составление предложений, рассказов на различную тематику. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных учащимися знаний, развивается с отставанием.
В соответствии с выявленными особенностями развития связной речи была разработана и апробирована система занятий, направленная на развитие умений составлять распространенных предложений по предметным и ситуационным картинкам, составлять рассказ по картине, пересказывать сказку на основе плана, составлять описательные рассказы, составлять рассказы на основе личного опыта, составлять творческие рассказы на основе схем, составленных учащимися самостоятельно. Метод моделирования стал основным средством развития связной речи в I классе у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, применяемым нами во время проведения формирующего эксперимента.
Метод моделирования при работе с учащимися с дизартрией используется при планировании непосредственно образовательной деятельности по формированию различных видов речевой деятельности: при пересказе, при составлении описательного рассказа, при составлении рассказа по картине, при творческом рассказывании.
Формирующий эксперимент был организован на базе пункта коррекционно-педагогической помощи ГУО «Средняя школа № 2 г. Гродно». В исследование принимали участие шесть учащихся I класса с общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией. Экспериментальное исследование проводилось на групповых коррекционных занятиях, посещаемых учащимися I класса с общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией.
По мнению Т. А. Фомкиной, в развитии речи выделяется три линии:
– работа над словом;
– работа над словосочетанием и предложением;
– работа над связной речью [2].
Учитывая денные направления работы, нами были разработаны планы-конспекты шести групповых занятий, которые проводились в течение трех недель. Планы-конспекты занятий были составлены с учетом выявленных в ходе констатирующего эксперимента особенностями связной речи учащихся I класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией, и специфики метода моделирования. Все занятия были проведены с помощью материалов для проведения занятий с использованием интерактивной доски.
Первое занятие было посвящено работе над словом, словосочетанием и предложением. Второе занятие было направлено на формирование умения учащихся составлять рассказ по картине. На третьем занятии нами формировалось умение учащихся пересказывать сказку на основе плана. Четвертое занятие было посвящено составлению описательных рассказов. Пятое занятие было направлено на развитие умений учащихся составлять рассказа на основе личного опыта. На шестом занятии учащимся было предложено составить творческие рассказы на основе схем, составленных ими самостоятельно.
Заключительным этапом экспериментального исследования являлось повторное применение диагностических методик, используемых в начале исследования, а именно методики обследования связной речи, предложенной В. П. Глуховым [1], которая позволяет провести комплексное обследование связной речи детей.
Проведенная коррекционно-развивающая работа значительно улучшила способности учащихся по всем заявленным направлениям работы. Однако в ходе проведения коррекционно-развивающей работы нами было установлено, что метод моделирования не позволяет провести некоторые виды работ по развитию связной речи учащихся.
Среди исследуемой группы учащихся четыре имеют средний уровень развития связной речи (66 %), недостаточный уровень развития связной речи у одного учащегося (17 %) и у одного – не наблюдалось значительных изменений, он имеет низкий уровень развития связной речи (17 %). Уровень развития связной речи некоторых учащихся изменился незачительно. Это говорит о том, что кроме данного метода необходимо применять другие методы развития связной речи. А также проведению коррекционно-развивающей работы с помощью метода моделирования рекомендуется провести предшествующую работу, направленную на формирование лексико-грамматического строя речи. Разработанная и апробированная в данной работе система коррекционно-развивающих занятий может быть использована для развития связной речи у учащихся I класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией.
Метод моделирования позволил добиться хороших результатов по заявленным направлениям работы по развитию связной речи у учащихся I класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией. Мы сформулировали следующие рекомендации по использованию данного метода в работе по развитию связной речи:
– метод моделирования предполагает использование наглядных моделей при построению высказывания, данные модели должны отражать только существенные свойства замещаемых ими объектов;
– использование данного метода требует большого количества наглядного материала, для удобства смены моделей в ходе занятий мы рекомендуем использовать интерактивную доску;
– работа с помощью данного метода должна вестись поэтапно: сначала используются готовые модели, затем учитель-дефектолог совместно с учащимися составляет модели, на третьем этапе учащимся предлагается самостоятельно составить модели;
– для достижения наилучшего результата рекомендуется применять данный метод эпизодически, сочетая его с другими методами работы по развитию связной речи;
– проведению коррекционно-развивающей работы с помощью метода моделирования рекомендуется провести предшествующую работу, направленную на формирование лексико-грамматического строя речи.
Список литературы
- Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 225 с.
- Фомкина,Т. А. Развитие связной речи младших школьников [Электронный ресурс] / Т. А. Фомкина – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/570142/ – Дата доступа: 20.02.2017.