^ Вверх

УДК 37.037.

Гергисевич А.Н.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Борисюк О.Л., доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук)

 

ИЗОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА 

 

Аннотация. В статье анализируются пути эффективной социализации детей, страдающих синдромом Дауна. Показывается роль изотерапии в осуществлении данной задачи.

 

Синдром Дауна – врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных, поступающих в психиатрические лечебницы.

Синдром Дауна является генетическим заболеванием, включающим дополнительную хромосому. Это изменение происходит во время зачатия. Человек с синдромом Дауна имеет сорок семь хромосом вместо обычных сорока шести. Относительно распространенное генетическое заболевание. Единственным известным фактором риска является возраст матери. Люди с синдромом Дауна имеют определенную степень неспособности к обучению. Это означает, что они развиваются и учатся медленнее, чем другие дети.

Это генетическое заболевание, поражающее примерно 1 из каждых 1000 детей. Каждый человек имеет 46 хромосом, которые делятся на 23 пары. Иногда совершаются ошибки и вызываются хромосомные аномалии. Синдром Дауна является одним из них. Ребенок, рожденный с синдромом Дауна, имеет дополнительную хромосому в каждой клетке своего тела.

Анализ литературных сведений показывает, что болезнь Дауна является наиболее изученной формой олигофрении. Впервые ее описал в 1836 г. французский психиатр Ж. Эскироль, а в 1866 г. –  английский педиатр Джон Лангдон Даун, который представил ее в клинической характеристике как «монголоидную идиотию». Оценка синдрома Дауна как монголизма приписывается также Роберту Чемберсу.

В отечественной науке вопросам воспитания и обучения этих детей долгое время не уделялось достаточного внимания, поэтому их психологические особенности почти не изучались. Ранняя смертность больных, обусловленная плохой сопротивляемостью организма инфекциям, тяжесть их интеллектуального состояния вселяли сомнения относительно целесообразности педагогической работы с данной категорией детей.

Значительное число лечебно-воспитательных учреждений в России до и после 1917 г. функционировали на основе доминирования клинических подходов к изучению психической деятельности глубоко умственно отсталых детей, к категории которой относятся и дети с синдромом Дауна. В клинических описаниях большое внимание уделялось проявлениям моторного недоразвития, хотя двигательные нарушения, связанные с поражением отделов головного мозга, еще не выделялись. После П.И. Ковалевского (1905) описания синдрома Дауна можно найти в работах множества других авторов. Они указывали на резкое недоразвитие познавательной деятельности и речи. В описаниях лиц с синдромом Дауна содержатся сведения о склонности детей к подражательным действиям, а аффективная сфера характеризуется у части вялостью, апатией, у других – возбудимостью, беспокойством, негативизмом. Эти сведения черпались из данных клинических наблюдений, носили описательный характер.

Любое творческое занятие благотворно на влияет внутренний мир ребенка. Развитие происходит в деятельности, что лежит в основе арт-терапевтического воздействия, состоящего из:

  • изотерапии – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием;
  • игротерапии – это психокоррекционное использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий;
  • фототерапии – это терапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности;
  • песочной терапии – психокоррекционный, развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятия внутреннего напряжения, с использованием песка;
  • музыкотерапии – это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений;
  • танцевальной терапии – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности [3, С. 60, 100, 115, 134, 148, 184, 246];
  • цветотерапии – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему и др. [7, С. 25].

В Англии первый человек, который обратиться к терапевтическим применениям искусства – арт-терапия – был Адриан Хилл. В то время,когда проходило лечение в санатории для больных туберкулезом, этот художник предложил поучаствовать в художественных проектах своим коллегам и  пациентам. Большую часть своей работы в качестве арт-терапевта в своей книге «Искусство против болезни».

Изотерапия терапевтически использует художественное творчество в рамках профессиональных отношений с людьми, которые страдают от болезней, травм или проблем в жизни, и с людьми, которые ищут личностное развития.

Одним из преимуществ изотерапии является способность человека выразить свои чувства через творчество.

Изотерапию нередко используют для коррекции тревожности детей.

По определению А. В. Петровского, тревожность это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности [4, С. 18].

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [6, С. 269].

Наше исследование было проведено на базе ЦКРОиР г.Гродно. Исследовалось трое детей: Маша, Матвей и Даша. Возраст – 4 года.

В соответствии с целями нашего исследования, нами были подобранны следующие методики изучения тревожности:

  1. Методика «Паровозик» (С. В. Велиева) [1, с. 92];

Цель: определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка в протоколе.

После выявления тревожности у детей с синдромом Дауна были сформированы следующие методики изотерапии для ее коррекции:

  1. Техника “Варим кашу для зверят” (Круговыми движениями кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.)
  2. Техника «кляксы, каракули» (Это упражнение арт-терапии продолжает и развивает идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала необходимо создавать свои собственные абстракции. Берется краска, разбавленная водой, и капается посредине плотного листа бумаги. Затем кладывается пополам и сложенные части прижимаются друг к другу. Лист бумаги разворачивается и вы видите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. После с ребенком проводится беседа на тему рисунка.)
  3. Техника “Рисование ладошкамии пальчиками” (Применение данного приема выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных и негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, застенчивости, тревожности и страхов.)

В процессе коррекционной работы были отмечены следующие положительные изменения в поведении детей:

  • наличие позитивной динамики в умении дифференцировать, графически изображать основные эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами;
  • снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах, таких как неуверенность, тревожность, обидчивость, агрессивность;
  • повышение способности сотрудничать, а также соперничать и соревноваться.

Таким образом, данные сравнительного анализа констатируют тот факт, что изотерапия является достаточно эффективным методом, который способствует снижению уровня тревожности детей с синдромом Дауна, выступает как способ компенсации травмирующих переживаний, повышает коммуникативные возможности детей, их познавательную и речевую активность, развивает творческие возможности.

 

Список литературы

  1. Бреслав Г. М., Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М. : Педагогика, 1998. – 180 с.
  2. Ворсанова, С. Г. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований / С. Г. Ворсанова, Ю. Б. Юров и др. // Дефектология. – 2001. – № 1. – С. 9.
  3. Киселева М. В., Арт-терапия в практической психологии и социальной работе // - СПб. : Речь, 2007. – 336 с.
  4. Петровский А. В., Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии – 1984.– № 4. – С. 15–30.
  5. Резниченко, А. А. Психокоррекция тревожности посредством арт-терапии / А. А. Резниченко // Научное мышление молодых ученых: настоящее и будущее. – Белгородский университет кооперации, экономики и права. – 2015. – С. 189–195.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
  7. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. – СПб. : Бионт, - 1997. – 64 с.