^ Вверх

УДК 376.4:80.4

 

Шимкович Е. С.

 

студентка 5 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Вильчинская Л.П., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат медицинских наук, доцент)

 

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В I КЛАССЕ У УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Аннотация. Одним из главных методических средств для решения комплекса задач по развитию связной речи является театрализованная деятельность. Театрализация позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной связной речи школьника, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Для повышения уровня связной речи нами был составлен сборник конспектов «Театр в гости» с использованием театрализованных игр. Данный сборник включает в себя проведение занятия с элементами театрализации один раз в неделю. Система коррекционной работы по развитию связной речи учащихся I класса с общим недоразвитием речи направлена на развитие умений распознавать и понимать речь окружающих, управлять своей речью, использовать различные формы речевого высказывания, увеличение объема активного и пассивного словаря.

 

Влияние театрализованной деятельности на учащегося с общим недоразвитием речи неоспоримо. Это один из самых эффективных методов развития коммуникативных способностей, проявления творческих способностей [1]. В общеобразовательной школе уже достаточно давно применяются традиционные приемы театрализации: чтение по ролям басен, отрывков из прозы; заучивание поэтических произведений. Использование элементов театрализации воспитывает умение общаться в коллективе, что является одним из самых важных умений у школьников с общим недоразвитием речи в I классе. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.) [2]. Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе образовательно-коррекционной работы. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.

Формирующий эксперимент по формированию связной речи у учащихся I класса с общим недоразвитием речи был организован на базе ГУО «Средняя школа № 28 г. Гродно». Эксперимент проводился во внеурочное время на коррекционно-развивающих занятиях.

Цель проведения формирующего эксперимента: формировать у учащихся навыки связной речи на основе использования занятий с элементами театрализации.

Исходя из цели эксперимента, нами были сформулированы следующие задачи:

– формировать умение согласовывать прилагательные с существительными;

– формировать умение составлять простые распространенные предложения с опорой на заданную тему;

– формировать умение воспроизводить речевые высказывания с эмоциональной окраской;

– формировать умение распространять предложения с опорой на систему вопросов;

– формировать умение выделять логическое ударение в предложении;

– совершенствовать умение образовывать предложно-падежные конструкции с разными частями речи;

– совершенствовать умение планировать речевое высказывание с помощью мнемотаблиц.

На протяжении проведения диагностики связной речи, мы пришли к выводу, что учащимся необходимы занятия с использованием театрализации не реже 1 раза в неделю. Наиболее оптимальным днем для проведения театрализованных игр или показа спектаклей мы выбрали пятницу. Таким образом, у учащихся есть вся неделя для подготовки: разучивания роли, подготовки декораций. На основе планирования мы разработали сборник занятий «Театр в гости», направленный на развитие связной речи у учащихся I класса с общим недоразвитием речи.

Сборник занятий включает в себя 5 подробных конспектов коррекционно-развивающих занятий, основанных на использовании театрализованных игр.

Конспекты занятий составлены с опорой на планирование учителя-логопеда, соответствуют определенным лексическим темам и включают игры и задания театрализованного направления. Нами разработаны конспекты подгрупповых занятий для учащихся с общим недоразвитием речи, т. к. развитие связной речи подразумевает работу в коллективе. В подгруппе у школьников развиваются и совершенствуются коммуникативные навыки.

Структура сборника конспектов построена на концентрическом принципе, т. к. связная речь достаточно сложна в развитии, особенно у детей с нарушением в развитии.

Содержание занятий с элементами театрализованной игры включает 3 части:

  1. Организационный момент (2–3 минуты). В него включены элементы психогимнастики, которая помогает настроить учащихся на деятельность на занятии, а также развивает общую моторику.
  2. Основная часть (около 30 минут).

– дыхательные упражнения. Для отработки воздушной струи используются приемы А. Н. Стрельниковой;

– голосовые упражнения, которые являются составляющей дыхательной гимнастики;

– артикуляционная гимнастика. На данном коррекционном этапе используются серии из артикуляционных упражнений наиболее дифференцированных движений органов артикуляции;

– театрализованная игра. В каждом конспекте присутствует театрализованная игра, составленная на основе дидактической игры и позволяющая включать учащихся в сферу театральной деятельности;

– речевая разминка. В данном разделе используются чистоговорки, скороговорки для улучшения качества речи учащихся с общим недоразвитием речи;

– пальчиковая гимнастика. Используются упражнения и игры на основе тематики театра, а также с задействованием кистей и пальцев рук;

– театрализованная игра. Осуществляется скоординированная работа между учащимися в группе;

– физкультминутка. Она составлена на основе принципа: координация речи с движением;

– игра с элементами театрализации.

  1. Итог занятия (2–3 минуты). Проводится рефлексия, самостоятельное оценивание собственной деятельности на занятии, оценка учителя-логопеда работы учащихся.

Результаты. В ходе обследования уровня связной речи учащихся с общим недоразвитием речи в I классе на основе методики В. П. Глухова, нами было установлено, что уровень сформированности связной речи у учащихся с общим недоразвитием речи не соответствует возрастной норме [3]. У них наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

Констатирующий эксперимент был проведен как с учащимися с нормой в речевом развитии, так и с учащимися I класса с общим недоразвитием речи. В процессе обследования составленных рассказов, пересказов у учащихся с общим недоразвитием речи в I классе было замечено, что они испытывают затруднения в овладении связной устной речью, связанные с недостаточностью формирования познавательных процессов. Пересказы учащихся отличались краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у учащихся с общим недоразвитием речи в I классе имеются нарушения речевой деятельности, в первую очередь, связной устной речи. Анализ данных выполнения диагностических заданий позволил получить представление об уровне развития связной речи у учащихся с нормальным развитием и общим недоразвитием речи. Учащиеся с нормальным развитием в I классе показали 20,8 баллов из максимальных 22 баллов. У учащихся с общим недоразвитием речи среднее значение составляет – 11,2 балла. Целенаправленная коррекционная работа по формированию связной устной речи учащихся с общим недоразвитием речи влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития. Для того, чтобы помочь учащимся преодолеть трудности при усвоении материала, необходимо организовать работу с картинным планом, использовать такие виды работы, как чтение соответствующего отрывка рассказа, игры-драматизации, рисунки к тексту, то есть, сочетание словесных и наглядных средств, а также сочетать речевое сообщение с движениями.

Для повышения уровня связной речи нами была составлен сборник конспектов «Театр в гости» с использованием театрализованных игр. Данный сборник включает в себя проведение занятия с элементами театрализации один раз в неделю. Система коррекционной работы по развитию связной речи учащихся I класса с общим недоразвитием речи направлена на развитие умений распознавать и понимать речь окружающих, управлять своей речью, использовать различные формы речевого высказывания, увеличение объема активного и пассивного словаря.

Данные формирующего эксперимента свидетельствуют: об эффективности использования театрализованных заданий на занятиях по развитию связной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. При включении в коррекционный процесс элементов театрализации учащиеся с большей заинтересованностью вступают в коммуникативные отношения со сверстниками. Использование сборника конспектов поможет разнообразить занятия логопеда и еще более заинтересовать учащихся I класса в коррекционный процесс. За время исследования учащиеся больше узнали о сказках, научились понимать морали в них.

 

Список литературы

  1. Баева, В. А. Система работы по развитию связной речи детей с ОНР / В. А. Баева // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 4. – C. 43–54.
  2. Волкова, Л.С. Логопедия : учебник для студентов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
  3. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.