^ Вверх

УДК 37.036.

Швабович Д.Г.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Крюковская Н.В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук)

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА. ОБУВЬ» У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Аннотация. В статье анализируется уровень развитости словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. Делается вывод о недостаточной сформированности словарного запаса у данных детей.

 

Дошкольный возраст является периодом быстрого развития словаря. Формирование словарного запаса – наиболее важная задача, решение которой поможет приблизить детей с общим недоразвитием речи к нормальному психическому развитию. В процессе становления речи у дошкольников происходит эстетическое, нравственное, умственное воспитание, ребенок познает предметный мир, окружающую среду и развивается как личность в целом.

Без глубокого знания особенностей развития словарного запаса трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей данной категории.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей. Разработана программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (О. С. Ушакова [8]), методики обследования словаря (В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева), методики по выявлению состояния словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (В. И. Яшина [4], Т. А. Ткаченко [7], В. В. Юртайкин, В. П. Балобанова [1]), рассматривались вопросы формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи (Н. С. Жукова [3], Л. Н. Ефименкова [2], С. Н. Сазонова [6]).

При общем недоразвитии речи наблюдаются существенные нарушения количественной и качественной характеристики словарного запаса. Поэтому представляется очень важным диагностика (исследование) особенностей лексической стороны речи. Результаты диагностики (исследований) позволят внести изменения и дополнения в коррекционную работу. В результате целенаправленной коррекционной работы будет повышаться уровень развития лексического строя речи.

Цель данной статьи – проанализировать словарный запас детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Одежда. Обувь».

Для выявления сформированности лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 10 детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи.

При проведении исследования нами были использованы шесть диагностических заданий:

– диагностическое задание «Назови картинку», направленное на выявление объема словарного запаса;

– диагностическое задание «Угадай по описанию», направленное на выявление объема предметного словаря;

– диагностическое задание «Классификация», направленное на выявление умения классифицировать одежду и обувь;

– диагностическое задание «Описание одежды или обуви», направленное на выявление умения рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов;

– диагностическое задание «Словарь признаков», направленное на выявление умения образовывать прилагательные;

– диагностическое задние «Словарь антонимов», направленное на выявление умения образовывать антонимы.

Содержание всех диагностических заданий было разработано нами в рамках лексической темы «Одежда и обувь».

Анализ полученных в ходе обследования результатов позволил определить возможность правильного и самостоятельного выполнения диагностических заданий детьми с общим недоразвитие  речи (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Показатели правильного и самостоятельного выполнения диагностических заданий детьми с общим недоразвитием речи

 

Анализ полученных данных позволяет отметить, что при проведении диагностики никто из детей не показал высокий уровень словарного запаса. Самым легким заданием для детей было задание «Классификация». Дети могли разделить одежду и обувь на группы в зависимости от поры годы.

Наибольшие сложности у детей возникли при выполнении заданий «Угадай по описанию», «Словарь признаков» и «Словарь антонимов». Правильно и самостоятельно выполнить данные задания смогли только 20 % детей (2 ребенка) с общим недоразвитием речи.  

В диагностическом задании «Угадай по описанию» дети должны были на основе перечисленных свойств и признаков знать предмет и назвать его. Трудности выполнения данного задания были обусловлены малым активным словарным запасом. Когда предлагался перечень нескольких предметов одежды или обуви (использование пассивного словарного запаса), дети с общим недоразвитием речи выбирали из предложенного перечня правильное название.

Выполнение диагностического задания «Словарь признаков» заключалось в том, что детям предлагалось назвать признаки конкретного предмета одежды и обуви. У детей проявлялись такие трудности, как не знание признаков одежды и обуви; дети не могли в правильной форме назвать признак, неумение назвать элемент предъявленного предмета одежды или обуви. Дети показывали на картинке определенный элемент, но не могли подобрать к нему необходимое слово.

Диагностического задание «Словарь антонимов» предусматривало то, что ребенку необходимо было подобрать антоним к названному элементу одежды или обуви. Затруднения при ответах вызывало незнание антонимов. Меньшее количество ошибок прослеживалось у детей при подборе антонима к слову «длинный». При выполнении задания по отношению к остальным словам (белые, светлый, летняя, яркий, белый) дети испытывали существенные затруднения.

Проведенное исследование позволило нам выделить проявления словарного запаса, характерные для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи:

– неточность употребления слов;

– замена названия части предмета названием целого предмета;

– затруднения в подборе правильных антонимов;

– незнание некоторых слов;

– замены слов, относящихся к одному семантическому полю;

– затруднения в назывании изображенного на предложенных картинках;

– трудности при подборе прилагательных;

– бедность в выражениях качественных признаков, неточность высказываний.

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы. В результате целенаправленной коррекционной работы будет повышаться объем словарного запаса, возможность использования его при выполнении практической деятельности и в процессе общения и взаимодействия с окружающими. Это создаст основу для расширения представлений ребенка с общим недоразвитие речи об окружающем мире и обеспечит его подготовку к предстоящему обучению в школе.

 

Список литературы

  1. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, В. В. Юртайкин. – СПб. : Детство-Пресс, 2001. – 240 с.
  2. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) : кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1985. – 112 с.
  3. Жукова, Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи / Н. С. Жукова. – М. : Просвещение, 1975. – 74с.
  4. Алексеева, М. М.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
  5. Макарова, В. Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / В. Н. Макарова ; под ред. В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, В. И. Яшиной. – Орел. : Изд-во ОГУ, 2002. – 48с.
  6. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи С. Н. Сазонова. – М. : Академия, 2005. – 144 с.
  7. Ткаченко, Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника : Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д, 2002. – 48 с.
  8. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников О. С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.