^ Вверх

УДК 37.037.

Кривецкая И.В.

 

студентка 5 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Т.В. Лантух, доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук)

 

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема агрессивности у современных детей. Выявляются причины агрессивного поведения и педагогические методы их коррекции.

 

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества. Наиболее остро данная проблема проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние − в подростковом возрасте.

Под термином «агрессия» мы, вслед за Реан А.А., подразумеваем любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному [1, с. 218]. Агрессивное действие предполагает проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Агрессивное действие всегда вредоносно, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления. Если агрессивные действия периодически повторяются, то в этом случае говорят об агрессивном поведении.

Проведенное нами на теоретическом уровне исследование показало, что агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам можно отнести: бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих подростков, как правило, отмечается низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У агрессивных подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными конфликтами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем, − отмечают учёные, среди агрессивных подростков встречаются и дети интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости [2, с. 127].

В социально-педагогической практике получает распространение такой вид коррекционной деятельности как игротерапия, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной социализации, воспитываются организаторские способности. Игровая терапия − метод психотерапевтического воздействия социального педагога на детей, в основе которого лежит игра. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий, что является немаловажным при работе с агрессивными детьми подросткового возраста [3, с. 61].

Л.С. Выготский [4, с. 204] отметил, что овладеть правилами игры для подростка означает овладеть своим поведением, овладеть собой. К основным задачам педагогической коррекции агрессивности подростков средством игротерапии можно отнести:

1) снятие аффекта неадекватности, формирование сознательной адекватной самооценки;

2) развитие качества общения, игровых умений и навыков регуляции социальных отношений подростков;

3) снятие чрезмерного напряжения, тревожности;

4) профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении подростка;

5) развитие и обогащение навыков адекватного и конструктивного поведения.

Социальный педагог может использовать игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игротерапия оказывается эффективной при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушении общения у детей. Важно отметить, что игровая коррекция агрессивного поведения у подростков осуществляется чаще всего в групповой форме.

Для правильного построения игровой деятельности, необходимо обращать внимание на то, что развитие любой групповой деятельности проходит последовательно ряд этапов: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом (ориентировочном) этапе детям подросткового возраста предоставляется возможность спонтанной игры. На этом этапе решаются следующие задачи:

  1. Выявление особенностей эмоционально-поведенческой сферы, требующих коррекции.
  2. Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

На первом этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно подростки становятся более активными, скованность и напряженность исчезают.

Реализация второго (реконструктивного) этапа предполагает решение основной задачи − показать подростку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и формирование у него потребности в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональный выход внутреннего напряжения, неприятных переживаний. С этой целью широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрываются различные проблемные ситуации. Специально подобранные игры, а также приёмы их использования способствуют положительным изменениям, происходящим в психике ребенка, разрешаются многие его внутренние конфликты. Почти всегда встречающиеся проявления агрессии, направленные против педагога и ребят, участвующих в игре, к концу реконструктивного этапа сменяются чувством глубокой симпатии, как к социальному педагогу, так и партнерам по игре.

На третьем (закрепляющем) этапе дети совершенствуют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача педагога − обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире детей. Необходимо добиться того, чтобы подросток окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь.

Тактика социального педагога подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса [5, с. 68]. На первом (ориентировочном) этапе педагог наблюдает за подростками, за их игрой, старается создать теплую атмосферу в группе, ненавязчиво предлагает, помогает подростку освоиться в новой обстановке; может предложить им поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений, не оценивает детей. Используются следующие приему: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка. На втором (реконструктивном) этапе тактика изменяется, позиция социального педагога становится более активной. Используются такие приемы работы как: интерпретация; отражение; демонстрация более адекватных способов поведения; внушение; создание ситуации выбора, требующих от подростка определенного способа действия; использование специальных игр. Третий (закрепляющий) этап направлен на апробацию нового опыта. Подросток уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Социальный педагог во всем поддерживает подростка, демонстрирует ему свое уважение.

Таким образом, игротерапия, являясь одним из эффективных средств преодоления агрессивности детей подросткового возраста, позволяет подростку не только в процессе игры переживать различные ситуативные роли, релаксацию, неприятные переживания, но и успешно преодолеть агрессивные состояния.

 

Список литературы 

  1. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб., 1999. – С. 216–251.
  2. Степанов, В.Г. Психология трудного школьника / В.Г. Степанов. − М., 1999. – 387 с.
  3. Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка / А.И. Кочетов. − М.: Просвещение, 1979. – 293 с.
  4. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 Т. / Л.С. Выготский. − М., 1982. − Т.1.– 227 с.
  5. Александрова, А.В.Нравственность, агрессия, справедливость / А.В. Александрова // Вопросы психологии. – 2008. − № 1–2. – С. 84–97.