^ Вверх

УДК 373.3:616.89

 

Шрэйтэр Н. К.

 

студентка 5 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Вильчинская Л.П., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат медицинских наук, доцент)

 

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА «ВЫУЧИ СЛОВЕЧКО» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

Аннотация. В результате проведения коррекционной работы по формированию лексики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью была разработана компьютерная игра «Выучи словечко», которая направлена на формирование словарного запаса. По сравнению с традиционной формой ведения урока, использование компьютерной игры позволяет эстетично и компактно использовать наглядность, повышает активность учащихся на уроке, реализует коррекцию познавательных процессов. Данные формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности использования компьютерной игры в процессе формирования словарного запаса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

 

Одной из главных задач специального образования является задача повышения эффективности обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Важно отметить то, что особую роль в этом процессе занимает речевое развитие детей. Среди многих трудностей, свойственных детям данной категории, исследователи выделяют лексический дефицит (А. К. Аксенова, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, Л. И. Дмитриева, О. М. Коваленко, Р. И. Лалаева, В. И. Липакова, А. Р. Маллер, Н. В. Павлова, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, З. Н. Смирнова и др.). У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается значительный разрыв между величиной активного и пассивного словаря, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Крайне затруднена актуализация словаря: дети не используют имеющийся у них инвентарь лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что свидетельствует о несформированности упорядоченной структуры языковых средств, о невозможности спонтанно осуществлять выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. В то же время механизмы этих нарушений у данной категории детей в настоящее время относятся к наименее изученным [1].

Расширение словарного запаса требует большего использования действий и наглядных средств и приемов обучения, а также целой системы специальных упражнений, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции, побуждающие употреблять вновь приобретенные слова и закреплять их в речи. Обогащение словаря ребенка новыми словами осуществляется под влиянием обучения с уточнением значений уже известных им слов, представлений и понятий, предметов и явлений окружающей действительности.

Для наиболее полноценной коррекционной работы необходимо изучить уровень сформированности лексической стороны речи учащихся и, отталкиваясь от этого, работать с каждым ребенком по индивидуальной программе. Коррекционную работу необходимо вести в двух направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной), познавательной функции и функции регуляции деятельности [2].

Дети с интеллектуальную недостаточностью, затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его денотативным, понятийным или контекстуальным содержанием. Поэтому характерной особенностью словаря детей данной категории является неточность употребления слов, выражающаяся в вербальных парафазиях.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей, задачи работы над словом выделяются следующие:

– расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания);

– уточнение значений слов;

– формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, контекстуального);

– организация семантических полей, лексической системы;

– активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Расширение словарного запаса может осуществляться различными способами в частности с помощью информационно-коммуникационных технологий и их интеграции в коррекционное образование.

Одним из самых эффективных способов вовлечения учеников в учебный процесс является использование обучающих игр, в том числе компьютерных игр. Однако разработка обучающих компьютерных игр для детей с интеллектуальной недостаточностью требует специального подхода. Необходимо строго следить за соответствием игровых заданий учебной программе школ, использовать адаптированные технологии ввода и вывода, придерживаться принципа наглядности. Существует достаточно много развивающих и обучающих игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако большинство существующих решений не адаптированы для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью ни с точки зрения содержания, ни с точки зрения исполнения.

Нами была разработана компьютерная игра «Выучи словечко», которая была направлена на формирование словарного запаса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Для определения эффективности разработанной компьютерной игры «Выучи словечко» необходимо было провести ряд экспериментов и исследований. Одним из них был констатирующий эксперимент, который был направлен на выявление сформированности словарного запаса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью до начала проведения формирующего эксперимента. Для проведения констатирующего эксперимента была использована методика исследования лексических операций, разработанная Н. В. Серебряковой. Методика рассчитана на исследование объема пассивного и активного словаря, а также на исследование лексической системности и структуры значения слова у школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Анализ словарного запаса учащихся с интеллектуальной недостаточностью выявил недостаточное функционирование лексической системы языка. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью выявлены специфические ошибки, обусловленные недостаточным развитием познавательной деятельности, неравномерностью протекания психических процессов: зрительного восприятия и обобщения, произвольного внимания, нарушением в образовании ассоциативных связей.

В рамках формирующего эксперимента были рассмотрены особенности формирования словарного запаса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Формирующий эксперимент проводился посредством обучающей компьютерной игры «Выучи словечко», разработка которой была основана на методике исследования лексических операций Н. В. Серебряковой. Проводимое исследование было построено на использовании упражнений, направленных на развитие словарного запаса учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Компьютерная игра «Выучи словечко» включает в себя 20 упражнений. Упражнения «Что это за овощ?», «Что это за ягода?», «Что это за фрукт?», «Что это за цвет?», «Какое это домашнее животное?», «Какое это дикое животное?», «Какое это насекомое?», «Какая это домашняя птица?», «Какая это дикая птица?» направлены на расширение словарного запаса, путем умения учащегося соотносить предметные картинки с лексическими единицами. Упражнение позволяет находить должное соответствие между словом, обозначающим определенный предмет, и конкретным образом этого предмета. Оно помогает в наполнении словаря учащихся конкретным содержанием и представляет собой набор электронных картинок, которые быстро меняются местами. Оценка результата учащегося проводится путем определения количества правильных и не правильных ответов. Все упражнения оснащены навигационными клавишами. Есть возможность переходить от упражнения к упражнению. Также есть возможность вернуться непосредственно к содержанию, которое представляет собой быструю навигацию по упражнениям. Все упражнения выполнены в спокойных тонах и на белом фоне для более эффективного восприятия учащимися отображаемой информации.

В результате проведения формирующего эксперимента с использованием разработанной компьютерной игры было выявлено увеличение активного и пассивного словаря у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. По результатам эксперимента можно сделать вывод том, что использования компьютерной игры положительно влияет на эффективность формирования словарного запаса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-дефектолога.

Работа по формированию лексики с использованием компьютерной игры на тематических занятиях обогатила лексическую сторону речи учащихся. Проведенная работа способствовала развитию мышления, памяти, воображения детей, слухового и зрительного восприятия. Использование компьютерной игры на занятиях по расширению словаря открывает перед нами большие возможности. Это творческий процесс, который заключается в стремлении учащегося реализовать свои желания, а это лучше всего удаётся сделать в игре.

 

Список литературы

  1. Егорова, А. В. Проблемы речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью / А. В. Егорова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2015. – № 1. – С. 60–63.
  2. Евдокимова, Л. В. Коррекция лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей / Л. В. Евдокимова // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 67–75.