^ Вверх

УДК 376.

Маркевич А.В.

 

студентка 4 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Крюковская Н.В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук)

 

СФОРМИРОВАННОСТЬ ОПЕРАЦИИ ГРУППИРОВКИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

Аннотация. В статье анализируется проблема формирования умений систематизации явлений по установленному признаку у детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Одной из важных проблем организации учебного процесса является обеспечение преемственности с целью подготовки ребенка к следующему этапу обучения. Для успешного обучения в школе у детей старшего дошкольного возраста и учащихся на начальных этапах обучения необходимо формировать как обобщенные умения, имеющие знание для получения и усвоения знаний на любом учебном предмете, так и специальные умения, являющиеся основой изучения конкретного учебного предмета. Одним из таких специальных умений является умение осуществлять процесс группировки.

Операция группирования – это операция, которая представляет собой объединение предметов или явлений в группу на основании какого-либо признака, значимого в данной ситуации. Объединение объектов в группу позволяет обращаться с ними как с единым целым, выполняя преобразования группы как преобразование единого объекта. Группировка предметов является одним из важных процессов, лежащих в основе обучения математике в начальной школе. Формирование умений группировать предметы и выполнять на этой основе практическую деятельность является начальным этапом развития представления о множестве и осуществляется одновременно с изучением признаков предмета (цвета, формы, величины). Это способствует лучшему усвоению представлений о сенсорных эталонах, формирует представление о множестве предметов. Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, классифицировать. Процесс группировки осуществляется на основе сформированности восприятия, памяти и мышления, которые помогают учащимся определить признак для объединения объектов в группы, используя для этого усвоенный опыт и полученные знаний.

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью слабо развито восприятие. Зрительное восприятие у учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется недифференцированностью, что мешает им знакомиться и узнавать предметы, окружающие их. Так же восприятие детей с интеллектуальной недостаточность характеризуется узостью и своеобразием узнавания объектов и явлений. Учащиеся плохо удерживают в поле зрения большое количество предметов, слабо различают предметы со схожими чертами. Своеобразие зрительного восприятия данной категории учащихся заключается в неточном распознавании цветов и цветовых оттенков, а так же трудностях приспособления зрительного восприятия к новым условиям. Первоклассники с интеллектуальной недостаточностью легко и правильно различают черный и белые цвета, насыщенные красный и синий [3]. Мыслительные операции у учащихся с интеллектуальной недостаточностью протекают с большим своеобразием. Наблюдаются фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, неправомерное ограничение при обобщении. Анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью, фрагментарностью. Память у  учащихся с интеллектуальной недостаточностью развита очень слабо и характеризуется малым объемом. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала низкие. Внимание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, а в ряде случаев – трудной переключаемостью. Детям с интеллектуальной недостаточностью трудно переносить усвоенные способы действия в новые условия.

Перечисленные особенности развития познавательных процессов создают неполноценную основу для формирования и усвоения операции группировки у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Цель статьи – охарактеризовать операцию группировки у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во II классе.

Можно выделить виды группировок, тесно связанные с развитием познавательной деятельности:

  • группировка по зрительно воспринимаемому признаку (цвет, форма, величина);
  • группировка по функциональному признаку;
  • группировка по самостоятельно выделенному признаку.

С учетом представленных видов группировки нами были подобраны диагностические задания.

Диагностическое задание «Сенсорные эталоны», которое позволяет изучить сформированность умения группировать геометрические фигуры по зрительно воспринимаемому признаку (цвету, форме, величине). Учащимся необходимо было  разложить все фигуры на группы в соответствии с образцами. В первой серии в качестве образца выступал один сенсорный эталон, во второй серии учащимся предлагалась разложить геометрические фигуры на группы с учетом двух сенсорных эталонов (формы и цвета).

Диагностическое задание «Разложи по функциональному признаку», направленное на изучение сформированности умения группировать объекты по функциональному признаку.

Диагностическое задание «Сгруппируй самостоятельно», которое позволяет изучить сформированность умения группировать объекты по самостоятельно выделеному признаку.

Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Дятлово». В состав экспериментальной группы вошли двое учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающиеся в классе интегрированного обучения и воспитания (II класс).

Результаты проведения диагностического задания «Сенсорные эталоны» позволили говорить о несформированности умения использовать представления о сенсорных эталонах при выполнении практических заданий. Предлагаемые задания выполнялись учащимися только при условии оказания помощи со стороны экспериментатора. Более высокие результаты были отмечены при использовании в качестве сенсорного эталона цвет. При одновременном использовании в задании синего, зеленого и желтого цвета учащиеся испытывали существенные затруднения, так как недостаточно точно их дифференцировали. Самые низкие значения были получены при выполнении группировки на основе двух сенсорных эталонов. Одна девочка не справилась с данным заданием даже с помощью экспериментатора, другая девочка выполнила задание частично, но с опорой на помощь экспериментатора в форме показа правильного выполнения задания. При этом выполнение задания осуществлялось с опорой на какой-то один признак (цвет или форму); выбор признака не был устойчивым.

Результаты уровня сформированности представлений о цвете, форме, величине показаны на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Уровень сформированности представлений о цвете, форме, величине у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

 

Диагностическое задание «Разложи по функциональному признаку» позволило изучить сформированность умения группировать объекты по функциональному признаку. Анализ результатов показал, что группировка объектов по функциональному признаку вызывает у учащихся с интеллектуальной недостаточностью некоторые затруднения.

В задании 1 перед девочками раскладывались карточки с изображением вилки, ложки, ножа, куклы, мишки, пирамидки, стула, дивана, табуретки, штанов, юбки, куртки. Экспериментатор предлагала им поочередно выбрать те картинки с предметами, на которых можно сидеть (с помощью которых можно принимать пищу; с которыми можно играть; которые можно одевать).

Задание девочки смогли выполнить только при помощи экспериментатора. Трудности у них вызвало наличие большого количества картинок, в которых они очень часто путались. Девочки не могли удерживать во внимании одновременно группу картинок. В ходе выполнения задания было выявлено, что дети путаются в функциях некоторых предметов. Например, Саша, функцию ножа  определила как режущего предмета, но не как предмета, с помощью которого можно принимать пищу. Это говорит о том, что познавательная деятельность у учащихся с интеллектальной недостаточностью основываются на уровне приметивного узнавания по прошлому опыту, неумением и нежеланием узнать о предмете что-то новое.

Задание 2 основывалось на сопоставление животных и того, как они передвигаются. Это задание девочки выполняли так же при помощи экспериментатора. В ходе выполнения задания учащиеся часто отвлекались, рассматривая картинки, искали каких-либо животных за окном. Вероника, например, говорила о том, что заяц не прыгает, а бегает. Она мативировала это тем, что «зайчик убегает от лисы». Так же при рассматривании картинок она путала изображение лисы, называя ее котикам. Это говорит о том, что своеобразие зрительного восприятия учащихся с интеллектуальной недостаточностью отчетливо проявляется при рассматривании картинок, понимание которых оказывается неполным, поверхностным.

Задание 3 не вызывало у учащихся интереса, что влияло на правильность выполнения заданий. В данном задании девочки путали волка и собаку, не выделяя существенных различий между ними. Это свидетельствует о том, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью отмечаются трудности выделения существенных признаков в предмете, необходимых для его узнавания.

В ходе проведения диагностического задания «Сгруппируй самостоятельно» учащимся предлагалось сгруппировать предметы, которые имеют один общий признак. В задании 1 это были предметы, объединенные по цвету (карточки с изображенными на них машинками  (красная, синая, желтая и зеленая). К данным машинкам было нужно подобрать мячи. Во 2 задании – необходимо было выделить в качестве основного объединяющего признака форму, в 3 задании – функциональный признак. Данные задания у учащихся вызвали существенные трудности. Первое задание Вероника выполнила с помощью экспериментатора, а от остальных заданий отказалась. Саша выполнила задания до конца, но при помощи экспериментатора. В 3 задании девочка путалась в определении функций некоторых предметов. Например, черпак она относила к тарелке, а не к кастрюле, мотивируя тем, что суп нужно лить в тарелку, а не тем, что суп нужно черпать из кастрюли.

Результаты самостоятельности и правильности выполнения учащимися всех заданий показаны на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Результаты анализа самостоятельности и правильности при выполнении заданий учащимися с интеллектуальной недостаточностью

 

Данные исследования показали, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью во II классе трудно выделять в предмете признаки, причиной чего является нецеленаправленное обследование предметов.

На основании полученных результатов можно выделить следующие характеристики процесса группировки учащихся с интеллектуальной недостаточностью:

– трудности  выполнения задания при переносе его в новые условия;

– неумение выделять ведущие признаки предмета;

– скудность словарного запаса, инактивность познавательных процессов;

– своеобразие зрительного восприятия;

– им свойственно обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющее некоторое внешнее сходство.

На основании полученных результатов можно говорить о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование процесса группировки у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

 

Список литературы 

  1. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. – М. : Просвещение, 1965. – 343 с.
  2. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Лубовского. – Изд. 3-е. – М. : Академия, 2006. – 464 с.
  3. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 2004. – 160 с.