^ Вверх

УДК 37.04:376

Зданович О.В.

 

4 курс, педагогический факультет

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Крюковская Н.В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук, доцент)

 

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В IV КЛАССЕ

 

Аннотация. В данной статье освещена проблема формирования связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Представлены структура и содержание компьютерной игры, направленной на формирование связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

 

Становление связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию у учащихся является очень трудным и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов вспомогательной школы. В процессе порождения связных высказываний учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Особенно трудной для учащихся является контекстная форма речи [1, с. 321].

Использование информационных технологий позволит организовать процесс обучения более эффективно у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Осуществляется процесс коммуникации и взаимодействия для части учащихся. Информационные технологии являются средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром. Основными преимуществами информационных технологий являются: повышение мотивации учащихся; повышение познавательной активности за счёт разнообразных форм работы; индивидуализация обучения; рост объема выполняемых заданий; освоение учащимися новых информационных технологий; возможность включения игрового момента [2, с. 78].

Цель данной статьи – показать эффективность использования компьютерной игры «День рождения Зайчика» для формирования связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе.

Проведенный нами констатирующий эксперимент позволил выявить показатели развития связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе:

– затруднения при составлении связного сюжетного рассказа по картинкам;

– трудности в установлении последовательности событий;

– нарушение связности и логичности рассказа;

– трудности при самостоятельном составлении рассказа;

– не сформированно умение использовать план рассказа;

– нарушение целостности рассказа;

– трудности в объяснении передаваемых событий;

– составленные рассказы примитивны, схематичны.

В связи с полученными результатами нами был проведен формирующий эксперимент на базе ГУО «Вспомогательная школа № 1» г. Гродно. Были сформированы две группы, экспериментальная и контрольная, в которые вошли учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, обучающиеся в IV классе. Общее число учащихся, участвовавших в формирующем эксперименте, составило 5 человек. Эксперимент проводился во время коррекционных занятий.

Формирующий этап был проведен нами в три этапа.

На подготовительном этапе формирующего эксперимента была проведена работа по организации процесса формирования связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью:

  • разработано содержание процесса формирования связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, подготовлены конспекты коррекционных занятий по направлению «Развитие познавательной деятельности» на основе лексической темы «Дикие животные»;
  • разработана компьютерная игра «День рождения Зайчика» с помощью программы Microsoft Office Power Point, направленная на формирование связной речи;
  • подобран дидактический материал, необходимый для внедрения разработанного содержания формирования связной речи в процесс коррекционных занятий;
  • учащиеся с интеллектуальной недостаточностью были разделены на экспериментальную и контрольную группу.

На основном этапе нами был проведен формирующий эксперимент в IV классе вспомогательной школы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Коррекционные занятия проводились 3 раза в неделю.

Для формирования связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью нами была подготовлена компьютерная игра «День рождения Зайчика», разработанная с помощью программы Microsoft PowerPoint. Данная игра состоит из шести блоков, каждый из которых направлен на формирование связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточность в IV классе.

Первый блок – блок «Письмо» – направлен на формирование умения выделять основные признаки животного, правильно и четко излагать свои мысли. В данном блоке учащиеся знакомятся с главным героем Зайчиком, пишут от имени героя письмо гостям. При написании письма, учащиеся описывают зайчика по следующим направлениям: «Какой Зайчик?», «Из каких частей состоит Зайчик?», «Где может жить Зайчик?», а также «Чем питается Зайчик?». Из предложенных на экране характеристик учащиеся выбирают правильные.

Второй блок – блок «Описание друзей Зайчика»направлен на формирование умения составлять рассказ-описание с опорой на схему. Друзья Зайчика пишут ему ответное письмо, где рассказывают о себе. В данном блоке учащиеся описывают зверей по такому же плану, как и Зайчика. Однако, в конце каждого описания учащиеся составляют рассказ-описание, используя схему, предложенную на слайде.

Третий блок – блок «Подарки» – направлен на формирование умениясоставлять распространенные предложения по схеме. При выполнении данного задания, учащиеся определяют подарки, которые подарили гости Зайчику. Для этого учащиеся соотносят цвет подарка, с цветом квадрата, расположенного возле животного. Далее учащиеся узнают, какие подарки подарили гости Зайчику, и в соответствии с этим составляют предложения по схеме. После составления предложений учащимся предлагается вспомнить, какие подарки подарили Зайчику гости. Для этого на слайде представлены предложения в виде картинок. В них пропущена одна картинка, учащиеся должны восстановить пропущенную картинку и составить предложение.

Четвертый блок – блок «Угощения» направлен на формирование умения составлять целостный рассказ. Учащимся предлагается дополнить предложения. Для этого им необходимо соотнести изображение угощений с соответствующим предложением. В конце задания учащиеся должны составить рассказ про угощения, которые приготовил Зайчик для гостей.

Пятый блок – блок «Составь рассказ по плану» – направлен на формирование умения составлять рассказ, пользуясь планом. Учащимся предлагается план рассказа, состоящий из четырех пунктов: знакомство с Зайчиком, письма гостей Зайчика, подарки для Зайчика и угощения для гостей. Если учащийся испытывает трудности при выполнении данного задания, ему предлагаются два вида помощи: картинки с изображением животных и частично написанный текст либо предметные и сюжетные картинки.

Шестой блок – блок «Восстанови последовательность событий» – направлен на формирование умения устанавливать последовательность событий. На слайде представлены сюжетные картинки, расположенные в неправильной последовательности. Учащимся необходимо установить правильную последовательность. После выполнения задания предлагается составить рассказ с опорой на составленную последовательность картинок.

Время использования компьютерной игры на занятиях было ограничено и составляло максимум 10 минут.

На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен анализ выполнения учащимися с интеллектуальной недостаточностью предлагаемых заданий на коррекционных занятиях. В ходе выполнения предлагаемых заданий нами фиксировалось поведение учащихся, их мотивация и заинтересованность в игре. Особое внимание обращалось на правильность выполнения заданий в компьютерной игре, на понимание инструкций, а также на степень самостоятельности учащихся и на коммуникативные способности. Кроме этого был проведен анализ выполнения учащимися заданий, предлагаемых в компьютерной игре с целью их дальнейшей корректировки.

Анализ результатов диагностических заданий позволил получить представления об уровне сформированности связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе за время проведения формирующего эксперимента. У учащихся контрольной группы не было отмечено существенных различий в уровне сформированности связной речи. Все учащиеся контрольной группы после формирующего эксперимента находились на уровне сформированности связной речи ниже среднего. Низкий уровень сформированности связной речи отсутствовал.

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью экспериментальной группы до проведения эксперимента отмечалось наличие низкого, ниже среднего и среднего уровня сформированности связной речи. После проведения эксперимента была отмечена положительная динамика анализируемых показателей: отсутствовали учащиеся с низким уровнем и преобладало количество учащихся с уровнем выше среднего (рисунок 1). Данные результаты указывают на то, что у учащихся на коррекционных занятиях при использовании компьютерной игры «День рождения Зайчика» происходит существенное изменение в уровне сформированности связной речи.

 

 

Рисунок 1 – Динамика уровня сформированности связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью экспериментальной группы за время формирующего эксперимента

 

Таким образом, использование компьютерной игры на коррекционных занятиях положительно влияет на формирование связной речи у учащихся IV класса с интеллектуальной недостаточностью. Данная игра способствует формированию таких умений как составлять рассказ по плану, по сюжетным картинкам, устанавливать последовательность событий в рассказе. Также помогает обогащать словарный запас учащихся. Способствует повышению мотивации, привлечению внимания к данному виду деятельности. Она осуществляет получение доступа к информации в адаптированном, наиболее понятном и удобном виде. На занятиях ипользование данной игры помогает включить в работу максимальное количество органов чувств: зрительный, слуховой, тактильный. С помощью компьютерной игры создаются совершенно новые условия для более эффективного приобретение и закрепление полученных знаний, умений и навыков.

 

Список литературы

  1. Логопедия : учеб. пособие для студ. пед. вузов спец-ти «Дефектология» / под. ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 365 с.
  2. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 204 с.