^ Вверх

УДК 37.037.

Козодой Т.В.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Крюковская Н.В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Аннотация. В статье анализируется проблема влияния информационных технологий на развитие детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются возможности использования интернет-технологий для осуществления коррекции нарушений речи.

 

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Роль информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных технологий постоянно возрастает в современном обществе. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с особенностями психофизического развития [2, с. 65].

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые нарушения, и нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. На страницах специализированных педагогических изданий и сайтов все чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с особенностями психофизического развития, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи. Применение в коррекционно-педагогическом процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с особенностями психофизического развития, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс обучения детей школьного возраста к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Использование информационных технологий на уроках одна из актуальных проблем школьного образования. Использование компьютера позволит сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что обеспечит переход на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие ее интеллектуальных и художественно-творческих способностей.

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся с тяжелыми нарушениями речи интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных технологий в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Разработкой данного вопроса занимались М. И. Лынская [1], И. А. Никольская [2], Н.В. Параманова [3], Н.П. Фролова [4] и другие.

Цель статьи – проанализировать возможности использования информационных технологий в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Современная информационная технология – технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе; высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса; широком использования пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, возможности для пользователя доступа к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ [2, с. 33].

И. А. Никольская предлагает использовать цифровые базы изображений, текстов, для обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Также в классах могут использоваться электронные тренажеры на уроках русского языка. Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи И. А. Никольская предлагает использовать программно-методический комплекс «Видимая речь». Данный комплекс предоставляет педагогу возможные пути формирования и коррекции произносительной стороны речи, а также позволяет осуществлять индивидуальный подход. Ядром данной программы является встроенное в компьютер устройство, выполняющее сложную операцию – анализ звуковой информации, поступающей через микрофон. Этот анализ заключается в том, что качество поступающего звука сравнивается с эталоном, записанным в памяти компьютера. Полученные результаты анализа компьютер преобразует в графические изображения, появляющиеся на мониторе. Ценность программы обусловливается тем, что помимо визуальной опоры в ней обеспечивается и слуховой контроль. В некоторых блоках программы слух и зрение используются одновременно, благодаря чему дети могут неоднократно прослушивать речевой материал без дополнительного оборудования. Программа содержит более десятка различных модулей, которые позволяют работать над коррекцией разных сторон речи ребенка. В данном комплексе доступна обратная связь для анализа педагога и детьми проделанной работы, звуки голоса отображаются на экране компьютера в виде графиков и в виде разнообразных коротких мультипликационных сюжетов [2, с.51].

М. И. Лынская в своих работах считает, что одним из важнейших принципов обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи является использование информационных технологий. Она предлагает использовать электронные презентации и небольшие видеофильмы для родителей в домашней работе. М. И. Лынская. пишет: «Как показывает наша экспериментально-исследовательская работа, использование электронных презентаций и небольших видеофильмов для родителей в домашней работе, является более эффективным, чем традиционные записи в индивидуальные тетради детей и даже чем беседы, не подкрепленные видеоматериалами» [1, с. 14]. Таким образом, повышается заинтересованность родителей в выполнении домашнего задания, что, в свою очередь, положительно сказывается на результате коррекционной работы, проводимой с ребенком с тяжелыми нарушениями речи. Родители, имеющие техническую возможность, также могут снимать на видеокамеру занятия с ребенком дома и впоследствии демонстрировать результат учителю-дефектологу. Так реализуется тесная взаимосвязь в комплексной координированной компенсаторной работе учителя-дефектолога и родителей ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

М. И. Лынская предлагает для закрепления различных тем коррекционных занятий, использовать компьютер: сначала ребенок знакомится с главным персонажем компьютерной программы, а в дальнейшем все задания, поощрения и порицания исходят от стороннего лица – героя программы. М. И. Лынская говорит: «В данном случае взрослый не становится объектом недовольства ребенка, в то время как на компьютерного персонажа дети, как правило, не обижаются, не спорят с ним, а, наоборот, стремятся угодить ему, т.е. начинают повторять за ним те или иные слова, выполнять его просьбы и задания» [1, с. 15]. Следовательно, использование специальных компьютерных программ и персонажей, позволяет дольше удерживать внимание ребенка, дисциплинирует его, побуждает к старательному, правильному и аккуратному выполнению заданий, которые были предложены компьютерным персонажем. Информационные технологии также могут быть использованы для развития и коррекции речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи.

М. И. Лынская предлагает использовать компьютер для развития сильного выдоха, следующим образом: логопед объясняет ребенку задание: «тебе необходимо при вдохе носом набрать как можно больше воздуха, и сильно выдохнуть через ротик, в микрофон, чтобы пламя свечки, которую ты видишь на экране, погасло». Ребенок дует в микрофон, в зависимости от силы струи выдыхаемого воздуха пламя свечи на мониторе колышется или гаснет [1, с. 16].

Одно из универсальных средств современных информационных технологий – это интерактивная доска. Интерактивная доска является одним из эффективных технических средств наглядного обучения, помогающих осуществлять взаимодействие с учащимися. Она дает возможность использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические. Ее возможности позволяют воспроизводить информацию в формате, видимом всеми детьми. [3, с. 43].

Н. П. Фролова выделяет следующие положительные стороны применения интерактивной доски для учителя-дефектолога при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи: сопровождение демонстрируемого материала пометками; подстраивание под конкретного ребенка или класс учащихся, поскольку в ее основе лежит интерес, побуждающий ребенка к действию; можно делать записи на доске «электронными маркерами», не теряя при этом контакта с учащимися и не привязываясь к своему компьютеру, т.е. работает модель «учитель-ученик»; с помощью комментариев педагога у учащихся подключается внутреннее внимание. Работать с интерактивной доской можно как с обычной доской, но при этом заполнять фрагменты изображения и делать их видимыми в нужный момент, сохранять и позже распечатывать на бумаге изображения, включая любые записи, сделанные во время занятий, не затрачивая при этом много усилий и времени, упрощая проверку усвоенного материала. Чередование заданий рефлекторно влияет на гармонизацию деятельности головного мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность, улучшается настроение учащегося, исчезает инертность [4, с.41].

Н. В. Параманова [3] выделила следующие варианты применения информационных технологий при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроке изобразительного искусства.

  1. Урок с мультимедийной поддержкой. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление творческого поиска каждого ребенка, повышение интереса к уроку, что происходит, в первую очередь, за счет усиления наглядности. Использование наглядности актуально, так как в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Примеры тем уроков с мультимедиа: «Народный праздничный костюм», «Городецкая роспись», «Интерьер крестьянского дома», «Китай», «Древний Египет», «Древние образы в народных игрушках», «Жанры изобразительного искусства»– портрет, пейзаж, анималистический жанр и др.
  2. Использование электронных образовательных ресурсов. С учащимися с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства используются мультимедийные учебные пособия, художественные программы от компаний «Кирилл и Мефодий», «Просвещение-МЕДИА».
  3. Использование графического редактора «Paint» в качестве инструмента художественной деятельности оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени.
  4. Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием информационно-коммуникативных технологий. Сегодня представить современный урок без проектной деятельности учащихся просто невозможно. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Возможен вариант, когда разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы.
  5. Урок с компьютерной поддержкой предполагает вариант, когда учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером; учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя и выполняют задания на бумаге. Возможны также экскурсии в сети Интернет, просмотр мультимедийных лекций.

Таким образом, в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Список литературы

  1. Лынская, М. И. Информационные технологии в работе с безречевыми детьми / М. И. Лынская // Логопед. – – № 3. – C. 12–17.
  2. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И. А. Никольская. – М. : Академия, 2011. – 137 с.
  3. Парамонова, Н. В. Применение информационных и коммуникационных технологий в специальном образовании / Н. В. Парамонова // Дэфекталогія. – – № 1. – C. 3–13.
  4. Фролова, Н. П. Использование интерактивной доски на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР младшего школьного возраста / Н. П. Фролова // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 5. – С. 39–50.