^ Вверх

УДК 37.037.

Бутько М.С.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Лантух Т.В., доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук)

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация. В статье анализируется проблема социальной реабилитации инвалидов молодого возраста, выявляются способы повышения социальной активности людей данной социальной группы.

 

История развития проблемы инвалидности свидетельствует о прохождении сложного пути от физического уничтожения, непризнания, изоляции неполноценных членов общества до необходимости интеграции лиц с ограниченными возможностями и создания безбаръерной среды жизнедеятельности. Иными словами, инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Согласно Декларации о правах инвалидов инвалид − это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или её) физических или умственных возможностей [1].

Проблему социальной реабилитация исследовали Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева, Г.Ф. Нестеров, С.М. Безух, А.Н. Волков и др. Вместе с тем проблема социальной реабилитации инвалидов молодого возраста до сих пор остаётся не достаточно изученной.

 Инвалидность представляет собой не только медицинский, но и социальный феномен. Отечественные и зарубежные исследователи проблемы взаимодействия людей-инвалидов и общества указывают на важность психологических аспектов при организации социальной интеграции. Так, люди-инвалиды с положительной «Я-концепцией», уверенные в себе, «психологически благополучные» чаще воспринимаются окружающими положительно. Отсутствие необходимых социальных навыков общения, по данным опроса работодателей, является главной причиной отказа в приеме на работу людей-инвалидов. Основными препятствиями при трудоустройстве являются различные социальные и психологические барьеры, обусловленные отношением к инвалидам работодателей и коллег [2, с. 31].

Для повышения социальной активности людей-инвалидов и конвертирования их личностных ресурсов в структуру социального капитала необходимо стремиться к наибольшему соответствию между предлагаемой помощью, социально-психологическими особенностями личности людей-инвалидов и требованиями социальной среды. Отклонение от требований социума расценивается обществом как дезадаптация в разной степени. Неоднородность социальной группы инвалидов обусловлена не только объективными признаками, например, критериями медико-социальной экспертизы граждан (видом нарушений функций организма и степенью их выраженности; степенью ограничения трудоспособности и др.), возрастными особенностями, стажем и происхождением инвалидности (врожденной или приобретенной), но и субъективными характеристиками − особенностями социализации инвалидов, внутригрупповым отношением инвалидов друг к другу (например, «колясочников» к «инвалидам детства») и к обществу [3, с. 71].

Наше исследование показало, что социально-культурная деятельность обладает большими возможностями в реабилитации инвалидов молодого возраста. Под термином «социально-культурная деятельность» мы подразумеваем интегративную многофункциональную сферу деятельности, целью которой являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Социально-культурная деятельность в реабилитации инвалидов представляет собой комплекс мероприятий, включающих культурологический механизм, направленный на возвращение, создание психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. [4, с. 135].

Цель реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход. Сущность реабилитации заключается не столько в восстановлении здоровья, сколько в восстановлении возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения обладает инвалид.

Социально-культурная работа составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социальных, культурных услуг, в доступных видах творчества.

Подводя итог сказанному выше, можно прийти к выводу, что социально-культурная деятельность способствует созданию благоприятных условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодых инвалидов, организации их досуга, совместному взаимодействию со здоровыми сверстниками, дальнейшему развитию их профессиональных и творческих возможностей.

 

Список литературы

  1. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс] : Резолюция 3447 (XXX), принятая Генеральной Ассамблеей 9 декабря 1975 г. // Организации Объединенных Наций. – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations... – Дата доступа: 12.05.2017.
  2. Гудина, Т. В. Основные субъекты социокультурной реабилитации инвалидов / Т. В. Гудина // Вестник университета: теоретический и научно-методический журнал. – М., 2011. – № 6. – С. 31–34.
  3. Гудина, Т. В. Социально-педагогический аспект реабилитации детей-инвалидов в информационном обществе / Т. В. Гудина // Известия южного федерального университета: научно-педагогический журнал. – Ростов-на-Дону, 2008. – № 4. – С. 71–76.
  4. Зиатдинова, Г.Р. Культурно-досуговая деятельность в системе социализации ребенка-инвалида / Г. Р. Зиатдинова // Вестник Тамб. ун-та. – 2010. – № 9 (91). – С. 132–137.