УДК 37.037.
Вежель К.А.
студентка 4 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – Крюковская Н.В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ
Аннотация. В статье анализируются познавательные процессы у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Выявляются возможности использования компьютерных игр для развития представлений о фундаментальных природных явлениях.
Процесс обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет коррекционную направленность. Важнейшими задачами данного процесса является социализация детей с интеллектуальной недостаточностью, расширение их представлений об окружающем мире, формирование целостных представлений о событиях и явлениях жизни. Как составляющая процесса социализации выделяется проблема формирования ориентировки во времени и, в частности, усвоение детьми представлений о временах года и сезонных изменениях в природе.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью затрудняются в определении времен года по внешним признакам, в соотнесении времен года с определенными видами деятельности, выполняемыми в определенный сезон. Возникают трудности при актуализации времени года на текущий момент. Данные трудности обусловлены нарушением познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, а именно нарушением процессов восприятия, мышления и памяти. Исследователи (М.И. Васильева [1], Н. Е. Веракса [2], В. В. Давыдов [3], A. M. Леушина [4], Т. Д. Рихтерман [5] и др.) отмечают, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдается смешение временных рамок, временных понятий, отсутствует точное речевое обозначение категории времени.
Цель статьи – охарактеризовать содержание процесса формирования представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроке «Человек и мир» во II классе на основе использования компьютерной игры «Четыре времени года».
Для определения содержания процесса формирования временных представлений нами был проведен констатирующий экспреримент, направленный на выявление состояния и уровня сформированности представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во II классе, обучающихся по программе первого отделения вспомогательной школы.
Сформированность представлений о временах года оценивалась на основе анализа следующих умений:
- воспроизводить последовательность времен года;
- называть признаки времен года и соотносить их с временем года;
- определять время года по словесному описанию.
Анализ полученных результатов позволил определить уровень сформированности представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во II классе. Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровень сформированности представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Проведенное исследование позволило сделать вывод об особенностях представлений о временах года у учащихся II класса первого отделения вспомогательной школы. Нами были выделены следующие показатели представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью:
- с трудом устанавливают последовательность времен года, начиная с предложенного экспериментатором;
- путают время года «весна» и «осень» при установлении последовательности времен года;
- не дифференцируют признаки, относящиеся к времени года «весна», «осень»;
- самостоятельно вербально не перечисляют характерные признаки времени года, но показывают картинку с изображенным признаком;
- с трудом называют признаки времени года, изображенного на картинке;
- с трудом узнают время года по перечисленным признакам без опоры на картинку;
- дифференцируют зиму и лето после обозначения температурных условий.
Кроме этого у учащихся с интеллектуальной недостаточностью отмечалось снижение интереса к предлагаемым заданиям, повышенная отвлекаемость, «соскальзывание» на более легкие и привлекательные виды деятельности.
Полученные результаты позволяют говорить о необходимости поиска средств и приемов, которые позволят реализовать коррекционную направленность обучения учащихся и сформировать у них систему знаний и представлений о временах года. Одним из эффективных средств, используемых в работе учителя-дефектолога в процессе обучения и воспитания, являются информационные технологии. Информационные технологии как средство достижения поставленной задачи могут быть использованы на любом этапе урока и в процессе любого типа урока. Компьютерная программа может использоваться как для закрепления изученного материала, так и на этапе повторения материала.
По итогам изучения состояния и уровня сформированности представлений о временах года на уроках по предмету «Человек и мир» был организован формирующий эксперимент, в котором приняли участие 9 учащихся II класса, обучающиеся по программе первого отделения вспомогательной школы. Учащиеся были поделены на контрольную и экспериментальную группу. С учащимися экспериментальной группы в течении 1 месяца были проведены уроки по предмету «Человек и мир» с использованием компьютерной игры «Четыре времени года».
Компьютерная игра «Четыре времени года» использовалась на уроках после актуализации знаний и опыта учащихся. Процесс формирования представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью строился с опорой на личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Личностно-ориентированный подход подразумевал учет индивидуальных особенностей развития познавательной деятельности и личности учащихся, их потенциальных возможностей и интересов. Задания на уроках «Человек и мир» предлагались учащимся с учетом их зоны ближайшего развития. Разработанная игра «Четыре времени года» включает уровни сложности, которые могут быть выполнены учащимися с учетом сформированных знаний и умений в области представлений о временах года.
Компетентностный подход ориентирован на формирование способности и готовности личности учащихся к решению разного рода проблем. Умения, формируемые на уроках, закреплялись с помощью заданий компьютерной игры и выполнения практических заданий.
Процесс формирования представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Человек и мир» во II классе осуществлялся через следующие этапы:
- выполнение задания в практической деятельности с использованием предметных и сюжетных картинок под контролем педагога;
- выполнение задания с использованием компьютерной игры «Четыре времени года»;
- выполнение задания в практической деятельности самостоятельно.
Выполнение заданий на всех этапах сопровождалось словесным отчетом учащегося.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, направленный на оценку эффективности процесса формирования представлений о временах года на уроках по предмету «Человек и мир» с использованием компьютерной игры «Четыре времени года» во вспомогательной школе.
Анализ результатов выполнения диагностических заданий позволил получить представление о динамике уровня сформированности представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью за время формирующего эксперимента. Было выявлено, что у учащихся контрольной группы за время проведения эксперимента не было отмечено изменений в уровне сформированности представлений о временах года. Количество учащихся, характеризующихся средним уровнем после проведения формирующего эксперимента, осталось прежним.
У учащихся с интеллектуальной недостаточностью экспериментальной группы до проведения эксперимента отмечалось наличие низкого и среднего уровней сформированности представлений о временах года. После проведенного эксперимента показатели изменились в лучшую сторону: сократилось количество учащихся с низким уровнем и преобладало количество учащихся с средним уровнем, так же был отмечен учащийся с высоким уровнем сформированности представлекний о временах года (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика уровня сформированности представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью экспериментальной группы за время формирующего эксперимента
Данные результаты указывают на то, что у учащихся на уроках по предмету «Человек и мир» при использовании компьютерной развивающей игры «Четыре времени года» происходит существенное изменение в уровне сформированности представлений о временах года. Игра поспособствовала не только успешному и быстрому формированию представлений о временах года, но и эффективному закреплению данных представлений на уроке по предмету «Человек и мир».
На рисунке 3 наглядно представлено различие в уровне сформированности представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью экспериментальной и контрольной группы после проведения формирующего эксперимента.
Рисунок 3 – Уровень сформированности представлений о временах года у учащихся с интеллектуальной недостаточностью к концу формирующего эксперимента при обучении предмету «Человек и мир» во II классе
Таким образом, использование компьютерной игры «Четыре времени года» способствует более успешному освоению учащимися представлений о временах года, проявлению устойчивого интерес к предложенному виду деятельности на уроке. Использование компьютерной игры позволит разнообразить урок. За счет красочных иллюстраций повышается познавательный интерес к уроку, благодаря наличию слуховой и зрительной опоры формируются целостные представления об окружающих явлениях природу в определенное время года.
Список литературы
- Васильева, М. И. Воспитывать ориентировку во времени / М. И. Васильева // Дошкольное воспитание. – 1959. – №4. – С. 27–31.
- Веракса, Н. Е. Формирование единичных временно - пространственных представлений / Н. Е. Веракса // Дошкольное воспитание. – 1976. – №5. – С. 46–48.
- Давыдов,В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.
- Леушина, M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / A. M. Леушина. – М. : Просвещение, 1974. – 368 с.
- Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991. – 47 с.