^ Вверх

УДК 616-087:378

 

Толочко И.С.

Каплич Е.Р.

 

Учащиеся 1 курса специальности лечебный массаж

Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж»

 

(научный руководитель – Внукевич А.А., преподаватель высшей квалификационной категории «Гродненский государственный медицинский колледж»)

 

НОВЫЙ МИР СВОИМИ РУКАМИ

 

Аннотация.  В статье анализируются возможности адаптации к современным условиям жизни людей с ограниченными возможностями по зрению. Выявляется влияние получения специальности «техника-массажиста» людьми со сниженным зрением на их адаптацию в социуме.

 

Получение квалификации «техник-массажист» позволило людям с ослабленным зрением или же с полным его отсутствием, в буквальном смысле слова, своими руками освоить новый мир, проявить себя, построить своё будущее.

Приобретая профессию, незрячие люди понимают, что у них есть возможность стать полноценным членом общества, не быть обузой, а помогать людям.

Цель работы: Изучить профессиональную и социальную реабилитацию   выпускников специальности «Лечебный массаж» учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж»

Задачи:

  1. 1. изучить личные дела выпускников специальности «Лечебный массаж» за период с 1995 по 2015год
  2. на основании полученных данных проанализировать контингент выпускников: по половой принадлежности, по возрасту, группам инвалидности, по регионам поступления и распределения
  3. На основании проведенного анкетирования изучить вопросы: удовлетворенности профессией, наличием трудностей в работе, оценки организации образовательного процесса в колледже.
  4. провести статистический анализ полученных данных

При выполнении работы использовались методы:

- анализ личных дел выпускников

- сравнение полученных данных

- анкетирование выпускников

- статистическая обработка анкетных данных

По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается около 39 миллионов слепых людей и       246 миллионов человек с плохим зрением.

В РБ проживает 20 тысяч инвалидов по зрению 1-ой и 2-ой группы и 30 тысяч -3-ей группы. Из них 43% людей трудоспособного возраста. Ежегодно инвалидность по зрению получает около 2 тысяч белорусов.

Существует не так много профессий, где не обладающий зрением человек может проявить себя, как никто другой. Одна из таких профессий - массажист.

Слепые массажисты ценились на Востоке с древнейших времен и ценятся до сих пор; недаром японская поговорка гласит: "Слепой массажист на вес золота". Это связано, прежде всего, с повышенной чувствительностью, зоркостью рук, характерной для незрячего человека. Осязание у слепых является основным замещающим чувством, потому что руки заменяют незрячим глаза. Руки слепого наиболее точно отвечают требованиям массажиста.

Обучение массажу инвалидов по зрению начиналось со светлой мечты слепого массажиста Андрея Сергеевича Онуфриева дать в руки инвалидов такую нужную и важную возможность – своими руками дарить людям добро и здоровье.

В 1948 году в городе Кисловодске были организованы трехмесячные курсы для незрячих массажистов, а в 1958 году курсы были преобразованы в профшколу с двухлетним сроком обучения.

В то время работало 5 штатных преподавателей.

Первый выпуск составил 28 человек.

В 1964 г. на должность преподавателя анатомии и массажа был приглашен Дунаев. Его имя известно всем профессиональным массажистам.  

В 1981 году Кисловодская профшкола массажистов была реорганизована в мед. училище. В настоящее время это медицинский колледж.

До 1991 года обучение инвалидов по зрению профессии массажиста осуществлялось в нашей стране исключительно в Кисловодском мед. училище.

После распада Советского Союза у инвалидов по зрению нашей республики была утеряна единственная возможность приобрести профессию массажиста .

Поэтому, по инициативе Центрального правления БелТИЗа и Крупник Зои Владимировны в 1993 году в Гродненском медучилище была открыта специальность «Техника массажа», которая в 2002 году переименована в «Лечебный массаж».

В основу первой разработанной программы по массажу положены материалы, привезенные из Кракова, где уже более 40 лет работают с инвалидами по зрению.

В рамках обмена опытом общество инвалидов по зрению обеспечило участие преподавателя колледжа Внукевич А.А. в международном конгрессе незрячих в Париже, где был заслушан и получил высокую оценку доклад о подготовке техников-массажистов из числа инвалидов по зрению в РБ.

Профессия массажиста даёт возможность инвалидам по зрению рабо­тать творчески, с полной отдачей, причём, с качеством не худшим, чем это делают зрячие люди. Известно, что люди с дефектом зре­ния обладают повышенной тактильной чувствительностью.

При выполнения УИРу нами были подняты из архива и проанализированы все личные дела выпускников за 21 год, с 1995 по 2015 год.

Изучено всего 417 дел.

Результаты представлены на слайдах.

Из диаграммы  видно, что в разные годы выпускалось разное количество учащихся от 9-10 человек до 34. Специальность «Лечебный массаж» осваивали учащиеся из всех областей нашей республики, и даже иностранные граждане. И если в медицинских колледжах преобладают девушки, то специальности  техника-массажиста обучалось 67% юношей. Среди выпускников, получивших квалификацию техника-массажиста, 24 % инвалиды 1-ой группы, 49% -инвалиды 2-ой группы и 27% -инвалиды 3-ей группы. Это не только те, кто родился с таким недугом но и те кто потерял зрение на определенной ступени своей жизни. Распределялись выпускники по всем областям республики. За 21 год выпуска 27% учащихся получили свободное трудоустройство. Проанализировав количество свободных дипломов по годам выпуска, мы видим, что в последние годы выпускники почти все или все получают гарантированное первое место работы. Это результат большой работы проделанной администрацией колледжа перед распределением. Из приведенной диаграммы видно, что выпускники уезжали работать в основном по месту жительства, но многие стремились остаться в Гродно, хотя и были из других регионов. В настоящее время по специальности работает

96 % выпускников техников – массажистов.

Нами была разработана анкета. Вопросы представлены на слайдах

Проведено анкетирование 93 респондентов. Анкета размещалась в интернете, анкетировали выпускников на курсах повышения квалификации, работающих в ЛПО г Гродно, других областях.

Результаты анкетирования

Среди опрошенных, 34% составили девушки и 66% юноши.

Анкетирование проводилось в различных возрастных группах, что видно из диаграммы. Опрашивались выпускники разных годов выпуска и различных групп инвалидности. Наши выпускники, несмотря на инвалидность, продолжают совершенствоваться в профессии: занимаются самообразованием (45% постоянно, 47% не постоянно), проходят курсы повышения квалификации (причем стремятся взять путевку на курсы именно в родной колледж 63%), проходят аттестацию, получают квалификационные категории. Из всех опрошенных 22% имеют высшую квалификационную категорию, 33%-1, 29%-2 и 16% еще не проходили аттестацию. Оценивая образовательный процесс, 86% респондентов отметили, что в колледже созданы условия для работы с людьми, имеющими особенности психофизического развития. 14% считают, что условия созданы не полном объёме (нет поручней на ступеньках на улице, далеко добираться на практику, не все кабинеты имеют надпись по Брайлю). Выпускники до сих пор с благодарностью вспоминают своих преподавателей, давших путевку в жизнь общественные мероприятия: тематические вечера, спортивные соревнования, волонтерство и другие мероприятия, проводимые в колледже. Большинство выпускников отмечает, что не столкнулись с трудностями при устройстве на работу и период адаптации прошел без особенностей. Но у отдельных выпускников вначале возникла проблема заполнения документации (1-я группа инвалидности), большой нагрузкой, решением жилищных вопросов. Полученной профессией удовлетворены все респонденты кроме одного (по личным мотивам). Приобретя специальность, у инвалидов появилась возможность обеспечить семью, быть уверенными в завтрашнем дне. 83% респондентов уже семейные люди, воспитывают детей. 8 семейных пар образовалось в стенах колледжа среди учащихся специальности Лечебный массаж или после его окончания. В колледже имеются целые династии. Приобрели специальность массажиста четыре человека, родители которых учились в стенах нашего колледжа.

И теперь в разных уголках нашей страны работают наши выпускники, помогают людям и живут полноценной, счастливой жизнью, хорошо понимая, что они нужны и востребованы.

ВЫВОД: На основе вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что обучение по специальности «Лечебный массаж» представляет собой, без преувеличения, уникальный в республиканском масштабе социальный опыт, совмещающий процессы профессиональной и социальной реабилитации людей с инвалидностью.

Учитывая современную ситуацию на рынке труда, можно с уверенностью заявлять, что данная специальность для инвалидов по зрению (в особенности с глубокими нарушениями зрения и полной потерей) является, едва ли, не единственной возможностью для получения конкурентоспособной профессии, а это, в свою очередь, играет ключевую роль для дальнейшей самореализации и формирования полноценной, социально активной личности.

Полученные в результате проведения учебно-исследовательской работы данные свидетельствуют о том, что специальность «Лечебный массаж» востребована среди абитуриентов разных возрастов и проживающих в разных регионах РБ, а выпускники, получившие квалификацию техника-массажиста, успешно конкурируют на рынке труда.

Стоит также отметить, что наш колледж является единственным учебным заведением в Республике Беларусь, осуществляющим набор учащихся исключительно среди инвалидов по зрению, позволяя тем самым представителям одной из наиболее социально уязвимых категорий граждан РБ существенно повысить уровень социальной защищенности.

Практическая значимость:

 Результаты проведенной работы позволили:

- сделать вывод, что наши выпускники специальности «Лечебный массаж » полностью интегрированы в современном обществе и востребованы на рынке труда;

- оценить работу специальности, учесть предложения выпускников по улучшению образовательного процесса;

- материалы работы могут быть использованы при проведении профориентационной работы с потенциальными абитуриентами и кураторских часов в группах.

 

Список литературы.

  1. Павлухина, Н.П. Классический массаж. Основы теории и практики / Н.П. Павлухина. – М. : Изд-во «Наука и Техника», 2013. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medcol.ru/kolledzh/osnovnye-svedeniya/istoriya-kolledzha.html. Дата доступа. – 29.04.2017.
  2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://massach003.jimdo.com/история-массажа/ kmk26.ru/.
  3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: beltiz.com/index.php?option=com_content&view...year...
  4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.tut.by/society/149743.html