^ Вверх

УДК 37.037.

Букатович Д. М.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Крюковская Н. В., доцент кафедры теории и методики специального образования, кандидат педагогических наук)

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВИЛАХ КУЛЬТУРНОГО И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В III КЛАССЕ

 

Аннотация. В статье анализируется проблема безопасности поведения у детей с тяжелыми нарушениями речи. Выявляются пути повышения культуры безопасного поведения, способы овладения навыками и представлениями, способствующими повышения уровня безопасности детей.

 

С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий- человеческий. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. У учащихся начальных классов нет предвидения возможности возникновения опасности в быстро изменяющейся дорожной обстановке. У них отсутствует защитная реакция, свойственная взрослым. Поэтому они часто действуют необдуманно. Могут внезапно выскочить на дорогу перед близко идущим транспортом или неправильно выбрать место для перехода улицы, неосторожны при посадке и высадке из общественного транспорта. Причиной несчастных случаев с детьми является и езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги, игры на улицах, несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков, хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности, ему нужно найти быстрый и эффективный выход из сложной ситуации. Социальная адаптация у детей с тяжелыми нарушениями речи существенно затруднена вследствие ограничений, которые накладываются первичным дефектом, провоцирующим появление вторичных и третичных [5, с. 46].

Проблемы безопасности, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитания осознанного безопасного поведения на улице, использования разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе находятся  в сфере внимания таких представителей научной педагогической мысли как Н. Н. Авдеевой[1], Т. И. Алиевой [2], О. Л. Князевой и ряда других исследователей  .

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у учащихся с тяжелыми нарушениями речи отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственная взрослым. Их жажда знаний, желания постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Именно поэтому детей необходимо не только обучать правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки культурного и безопасного поведения на улице.  Тогда у них сформируется умение прогнозировать опасность и ее последствия, способность правильно оценивать свои возможности. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день, преобладающих во взрослой среде [4, с. 13].

В связи с этим целью нашего исследования является выявить уровень представлений о правилах культурного и безопасного поведения на улице в III классе у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

В ходе написания исследовательской работы, были выделены следующие умения, которые должны быть сформированы у учащихся:

  • соблюдать Правила поведения на дороге, в общественных местах;
  • знают правила культурного поведения на улице и в общественных местах;
  • распознавать дорожные знаки
  • знать Правила дорожного движения (пассажиров и пешеходов).

 Нами были подобраны диагностические задания для изучения сформированности представлений о правилах культурного и безопасного поведения на улице у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III классе. Каждое задание включает в себя картинки с наглядным материалом. Данные задания оценивались в баллах.

Данное исследование проводилось на базе Государственного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Гродно» в III классе. В эксперименте принимали участие 6 учащихся.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 100 % учащихся справились с первым заданием самостоятельно, без помощи экзаменатора, у их полностью сформировано представления о знаниях правильного и безопасного поведения на дорогах; 80 % учащихся справились со вторым заданием, половина из них выполнила задание без помощи экзаменатора, результаты исследования показали, что представление о знания дорожных знаков у учащихся сформированы не полностью; 90 % учащихся справились с третьим заданием, у них сформированы не полностью Правила дорожного движения и уровень знаний о дорожных знаках, из них 33 % учащихся справились с заданием с помощью экзаменатора. Обобщенные результаты показали, что у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III класса на 88 % сформированы представления о правилах культурного и безопасного поведения на улице, т. е. высокий уровень сформированности знаний.

На основе тех ошибок, которые допустили учащиеся в ходе выполнения задания, нами были разработаны рекомендации. При формировании безопасного поведения у детей на улице важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с учащимися с тяжелыми нарушениями речи, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. На уроках педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, учащиеся могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, троллейбусе и т. д.), или как они шли пешком в школу. При этом учитель ненавязчиво закрепляет у них понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. При работе с детьми младшего школьного возраста можно использовать игрушки. Любая игра представляет собой некоторую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами [3, с.78].

 

Список литературы

  1. Авдеева, Н. Н.,. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 120 с.
  2. Алиева, Т. И. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Т. И. Алиева. – М. : Сфера, 2008. – 95 с.
  1. Анастасова, Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1– 4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2-е изд.: – М. : Просвещение, 2011. – 95 с.
  2. Дурнев, Р. А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 1-4 классы / Методическое пособие. – 4-е изд. : –  М. : Дрофа, 2013. – 156 с.
  3. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений / Авт. – Е. А. Козловская, Е. А. Козловский. – М. : Изд. Дом Третий Рим, 2010. – 48 с.